Летним вечером 2019 года интернет и СМИ взорвало сообщение об аварии Теслы на МКАДе. Картинка на экранах выглядела драматично. Летит машина на большей скорости и после столкновения моментально вспыхивает огромным факелом.
Выглядело так, что шансов на выживание – ноль!
Можно назвать эту статью интервью с человеком ( в статье - Ч.), который остался в живых, побывав в этой аварии, а также оценить Теслу со стороны и в российских реалиях, в т.ч. экономически и юридически.
Ч. На самом деле, всё было не так драматично.
Собственно сама авария. Я ехал по левой полосе МКАДа на автопилоте и не ожидал, что автопилот в российских реалиях не идентифицирует припаркованную темную жигули, к которой задним ходом приближался эвакуатор-газель. На скорости около ста километров Тесла успела начать тормозить за несколько метров до столкновения с газелью. Машина столкнулась с Газелью с небольшим перекрытием. Железный край эвакуатора пробил край Теслы. Авария не самая серьезная, таких аварий в Москве происходит по 10 штук на день.
- А на какой скорости произошло столкновение?
Ч. Скорость была от 70 до 90 км в час, я отвлекся и не успел заметить точно.
- На такой скорости последствия обычно бывают очень тяжёлыми. Получается, что Тесла хорошо поглотила удар?
Ч. Да, Тесла показала себя как надежный автомобиль. Повреждения, которые я на водительском месте получил – это перелом ноги и носа. К сожалению, не раскрылись подушки безопасности. Если бы раскрылись подушки безопасности, все было бы легче. Мои дети, которые сидели на заднем сиденье автомобиля пристегнутыми, получили легкие ушибы и были выписаны из больницы на следующий день. Я понимаю, что мы легко отделались и нам отчасти повезло. Но отчасти и Тесла показала себя как надежный автомобиль. То, что после столкновения начался пожар, требует отдельного разбора. Меня поразило то, как нестандартно горят электромобили на литий-ионовых батареях.
- Вспыхнула сама батарея?
Ч. Нет. Пожар начался в районе капота. В момент удара я не терял сознание. Когда я увидел, что машина начала дымиться, мы начали эвакуироваться из машины и успели отойти на безопасное расстояние. Передние двери были заблокированы, поэтому мы выбирались через задние двери.
- Огонь был?
Ч. У Теслы вместо капота еще один багажник, и я увидел, как оттуда поднимается дым. Дым усиливался.
- Что загорелось?
Ч. Я не эксперт по пожарной безопасности, но горела скорее всего электрика. В автомобиле много, что может гореть: элементы корпуса, пластик.
- Между моментом, когда ты покинул машину, и она вспыхнула как свечка, сколько прошло времени?
Ч. Минут 5-10. Сначала было небольшое тление, затем вспыхнуло пламя, а потом загорелось по полной. Машину сначала покинули мои дети, мне помогли выбраться из машины люди, оказавшиеся рядом.
- Это горела батарея?
Ч. Сложно сказать, с чего началось возгорание. Пламя охватило батарею, или с батареи начался пожар.
- Будете подавать на Теслу в суд?
Ч. Я не буду подавать иск на компанию Тесла. Компания себя юридически подстраховывает. Так как я в момент аварии пользовался автопилотом, а компания Тесла подчеркивает, что автопилот – это расширенная версия круиз-контроля.
Тесла указала в инструкции, что это Бета-версия, и она является неполноценной, она ассистирует водителю, требуя от него внимания. Что касается подушек безопасности, то они не очень сильно смогли бы повлиять на мои повреждения.
- Для вас вопросы экологии – не пустой звук, и Теслу во многом покупали из этих соображений. Вы не хотите подавать в суд и требовать компенсацию в силу идеологических соображений, или не уверены, что выиграете иск?
Ч. Считаю, что, подавая иск, человек должен отдавать себе отчет в том, что его обманули и не выполнили взятые обязательства.
Тесла – новый автомобиль, который только появился, и понятно, что покупка этого нового автомобиля подразумевает его тестирование по всем фронтам.
Для меня, как для одного из первых пользователей в России Model 3 (прим. Всего машин Tesla в РФ от 300 до 500, но моя Model 3, мне сказали, была второй по счету), было важно понять, насколько быстро будут развиваться технологии, используемые в электромобилях, какой вклад они вносят в сохранение природы, поскольку я на протяжении многих лет поддерживаю экологические организации и их идеи.
Как опытному инвестору, конечно хочется разобраться в перспективности технологий и экономической отдачи от вложений в данную отрасль, перспективности вложений в облигации. Я понимал, что риск какой-то есть в использовании данного автомобиля, но я не чувствую, что Илон Маск меня обманул.
- Ваше личное отношение изменилось к Илону Маску после этого?
Ч. Конечно изменилось, потому что компания подчеркивает безопасность электромобилей и продвинутых автопилотов.
В этом появились сомнения, потому что, если разобрать два компонента – автопилот и безопасность, то если машина сама справляется на скорости 140 км в час, то это предполагает, что электроника видит в достаточном радиусе, соответствующем, хотя бы тормозному пути.
В моем случае получается, что препятствие было нестандартным, которое и человек мог не заметить. Автомобиль-эвакуатор стоял наполовину на обочине, наполовину на полосе, и еще был закрыт обзор другим автомобилем.
Нестандартных таких ситуаций на дорогах бывает достаточно много. Получается, что видимость автопилота была всего несколько метров, а тормозной путь необходимый при такой ситуации оказался больше.
Это несоответствие между видимостью автопилота во мраке и необходимостью закладывания большего времени на тормозной путь было основной причиной аварии.
- Готовы купить следующую модель Тесла?
Ч. Автопилот мы разобрали, давайте разберем момент безопасности автомобиля с литий-ионовыми батареями. В интернете показывали крэш-тесты Теслы и говорили, что машина безопасна.
Тесла не загорается даже при деформации литий-ионовых батарей. Возможно, батареи были не полностью заряжены или разряжены, поэтому они и не загорались.
В моем случае, почему Тесла так сильно загорелась, потому что она была полностью заряжена, поскольку мы только выехали из дома и собирались проехать на одном заряде за город и вернуться домой.
Возможно, потребители недооценивают риски езды на больших емких батареях. Так как сейчас гонка батарейная продолжается, и производители стараются сделать еще более мощные батареи.
Этот риск, если не оценить сейчас, то в будущем он может задержать развитие отрасли.
Лично для себя, я хочу купить следующий автомобиль – электромобиль, но какой марки он будет, я не знаю.
Думаю, что буду ждать автомобиль на твердотельных твёрдотопливных (если интересно, то статья о твердотельных батареях http://internetua.com/cem-otlicsauatsya-tverdotelnie-batarei-ot-litii-ionnih ) батареях.
Эти автомобили могут появиться через 3-4 года и будут лишены недостатков, которые присутствуют в моделях используемых сейчас.
- Как вы думаете, после того как на рынок выйдут немецкие производители, у Теслы есть шансы остаться на рынке?
Ч. Учитывая мой опыт, у автомобиля Тесла есть недостатки. Качество сборки оставляет желать лучшего. Боюсь, что Тесла не выдержит конкуренцию не только с немецкими, но и с китайскими производителями.
Развитие автомобильной отрасли сейчас повторяет то, что произошло в сотовой телефонии.
Сначала первые сотовые телефоны были европейских и американских брендов. Это было в 90-х годах, и все помнят Nokia, Ericson и Motorolla. Постепенно подключились и азиатские производители, появились японские Sony, корейские Samsung.
Но последние 3-4 года мы видим, что китайцы просто отнимают рынок у всех. В сумме, если взять три крупнейшие компании в Китае производители телефонов Хуавей, Сяоми и Оппо, то они втроем уже являются крупнейшими производителями телефонов.
Китайские производители автомобилей – бОльшая угроза Тесла, чем немецкие автоконцерны. Китайцы явно конкурируют ценой, в то время как немецкие автомобили дороже Тесла. Например, Порше. Или уступают по пробегу на одной зарядке, например Ягуар, Ауди.
Электромобиль – дорогая машина, и массовый переход может осуществиться только тогда, когда их цена опустится и будет доступна массовому потребителю, например от 15 тыс. долларов (миллион рублей - автор).
Самый крупный китайский производитель электромобилей – это BYD, компания, которая поддерживается Уорреном Баффетом.
Интересно, что в Китае уже больше десятка производителей электромобилей, и, скорее всего, большинство из них обанкротится или пройдет реструктуризацию. Таким образом, формируется конкурентная среда, которая толкает производителей на создание самого качественного продукта.
И в этой адской варке выйдут наверх самые сильные производители, которые в дальнейшем могут легко съесть и европейских производителей и американцев.
Например, есть компания Nio (китайская), которая очень быстро развивается, выпускает красивые внедорожники, и они продаются только в Китае.
Если посмотреть на их долговые облигации, то они собрали достаточно большое финансирование и несут большие убытки. Для инвесторов эта история не очевидная. А обычно так и происходит, что когда первопроходцы пробивают дорогу, то по ней уже на крейсерской скорости могут пойти следующие поколения производителей.
Главное преимущество у Китая – это то, что у них собираются батареи, которые сейчас являются самой дорогой компонентой электромобиля.
- Какие экономические перспективы автомобильной отрасли для целей инвестирования?
Ч. Фактор перехода на электромобили – это такой game changer. В автомобильной отрасли ничего подобного не происходило уже много десятков лет.
Ощущения от вождения электромобиля – когда сел за руль, то понял, что эволюционно это совершенно другой автомобиль. Динамика. Мгновенно электромобиль подхватывает и ускоряется в разы быстрее, чем обычный автомобиль. Бесшумность, отсутствие выхлопных газов и запахов от электромобиля.
По всем характеристикам, за исключением не идеальных литий-ионовых батарей электромобиль превосходит обычный автомобиль.
Свой автомобиль несложно зарядить дома от электросети. Можно электромобиль воткнуть в обычную бытовую розетку, он потребляет 3 киловатта, и, если розетка 220 Вольт, прекрасно заряжается за ночь, когда в доме не используется электричество.
Если Вы платите по ночному тарифу, когда у Вас есть многотарифный счетчик, то получается 2 руб. за киловатт. По московским ценам у Вас затраты на 1 км пробега будут в 4-5 раз дешевле, чем у бензинового автомобиля. Поэтому, если электромобиль будет стоить как бензиновый автомобиль, то переход на эти машины может состояться очень быстро.
- Получается, чтобы был паритет между бензином и электричеством, цены на последнее должны вырасти раз в 5?
Ч. В Тесла-чате, где обмениваются мнениями владельцы электромобилей, есть вопросы о том, насколько выгодно и удобно заправляться на разных заправках.
Вот некоторые предприимчивые компании доходят до того, что за зарядку у электромобиля взымают до 15 руб. за киловатт. Накрутка в 5 раз! от себестоимости и в итоге получается заправка электромобиля по цене бензина.
Здесь, однозначно, рынок все выровняет. В странах, которые импортируют нефть или бензин, правительства крайне заинтересованы в переходе на электромобили, для снижения зависимости от поставок нефти.
Сейчас стоимость электричества снижается во всех европейских странах, Азии и Америке. Это действительно затраты в разы меньше, чем затраты на бензин.
Фактор перехода на электромобили и усиление страновой глобальной конкуренции, он долгосрочный.
Понятно, что вряд ли через год люди по всему миру начнут покупать какой-то китайский электромобиль.
До того момента, пока появится марка китайских электромобилей, которую захочет купить какой-нибудь обычный рабочий в г. Иваново, пройдет еще много лет.
Но это неизбежный медленно развивающийся процесс.
А в краткосрочном плане нужно понимать, что автомобильная отрасль очень циклична и очень чувствительна к мировому экономическому циклу.
Последние несколько лет автопроизводители теряют долю прибыли, и они готовятся к тому, что она с каждым годом будет снижаться.
- Вернемся к нашей стране. Ваши прогнозы на курс рубля,если нефть упадет до 25 долл за баррель?
Ч. 90-100 рублей
Уважаемые читатели, а вы как думаете, сколько будет стоить доллар при обвале цен на нефть и купили бы себе Теслу за 1 миллион рублей?
Подписывайтесь на канал в телеграме - https://t.me/rynochnayapravda