Найти в Дзене
Сфера Дайсона

Летящие над волной.

Электросёрфы на подводных крыльях становятся доступны широкому кругу покупателей.

Устройство напоминает самолет. По сути, это и есть самолет, только подводный.
Устройство напоминает самолет. По сути, это и есть самолет, только подводный.

Больше ста лет исполнилось идее поставить лодку на подводные крылья. Уже в 1906 году катер на подводных крыльях продемонстрировал по тем временам невероятную для воды скорость — около 70 км/ч. Где-то с 60-х годов XX века подводные крылья стали настоящим бумом, казалось, их успели прикрутить ко всем возможным плавсредствам. Инженер из Массачусетса У. Вудвард запатентовал и водные лыжи на подводных крыльях, и доску, и акваплан и катамаран. Постепенно интерес к ним угас – тяжелые конструкции из нержавеющей стали потребляли много топлива и плохо управлялись. Казалось, метеоры до Петергофа, да всевозможные «ракеты» и «кометы», еще с советских времен бороздящие речные просторы нашей необъятной – последний удел «летящих над волнами» кораблей.

Гидрофойл состоит из длинного киля, который еще называется мачтой, с прилепленным к нему корпусом с плавниками.
Гидрофойл состоит из длинного киля, который еще называется мачтой, с прилепленным к нему корпусом с плавниками.

Примерно в то же время инженер Boeing сконструировал первую сёрфовую доску с мотором. Сегодня JetBoard можно увидеть в Калифорнийском музее серфинга. Слабенького мотора от бензопилы хватало лишь на помощь серферу при заходе на волну. В настоящее время несколько компаний выпускают доски с ДВС, среди лидеров можно упомянуть чешскую компанию JetSurf, производящую, по сути, супер компактные водные мотоциклы. Цена – около 15 тыс. зеленых – кусается.

Собирается в рабочее состояние всего за пять минут.
Собирается в рабочее состояние всего за пять минут.

Новое дыхание пришло с французскими кайтерами, упорно экспериментирующими с досками и кайтами на гидрофойлах. Майк Гиблин – основатель легендарной компании GoFoil – говорил: «Каждые пять лет подводные крылья, кажется, всплывают на поверхность, а затем погружаются обратно в глубину. Их пристраивали к стульям, лыжным ботинкам, к ним прикручивали велосипедные приводы и реактивные двигатели. Пока не прикрепили к доске, формы которой просты и чисты. Подводное крыло, доска и бесконечная поездка». Именно гавайскому инженеру приписывают современную форму гидрофойла: прочное и тонкое лезвие мачты-киля и корпус с двумя плавниками.

Прочное и тонкое лезвие мачты-киля и корпус с двумя плавниками
Прочное и тонкое лезвие мачты-киля и корпус с двумя плавниками

И если для традиционной доски электродвигатель не подходит по той же причине, по которой JetBoard место лишь в музее: чем мощнее мотор, тем больше вес батарей, - то у серфа на крыльях мощность мотора может быть гораздо меньшей, ведь приходится преодолевать значительно меньшее сопротивление воды. Схема совсем простая: в корпусе – электроника и аккумуляторы, у подводных крыльев - электромотор с гребным винтом.

Для управления предусмотрен беспроводной контроллер.
Для управления предусмотрен беспроводной контроллер.

Неудивительно, что компании, производящие электрические доски на подводных крыльях, стали появляться, как грибы после дождя. У детища Д. Репина из «Сколково» - стартапа SurfX -дальше слогана «Lift, Drag & Rock-n-Roll» дело не пошло, а вот имена eFoil от компании Lift и австралийские Flite скоро станут именами нарицательными, как ксерокс, например. Однако их модели сейчас стоят от 15 тыс. долларов – разве что Тимати может себе позволить.

В упакованном состоянии габариты всего 85х45х35 см, а вес лишь 16 кг.
В упакованном состоянии габариты всего 85х45х35 см, а вес лишь 16 кг.

Принести счастье от полета над волной широкому кругу покупателей грозится чешская компания CabraTec. Её EasyGoat отличается надувным корпусом, что делает электросёрф легким и компактным в транспортировке (в упакованном состоянии габариты всего 85х45х35 см, а вес лишь 16 кг). Собирается в рабочее состояние всего за пять минут, легкий подъем над поверхностью обеспечивает крыло из карбона размахом 78 см, а для управления предусмотрен беспроводной контроллер. Мощная батарея и патентованный «безщёточный» мотор обеспечивают поездку продолжительностью до часа со скоростью 35 км/ч. Как знать, при цене около 6000 евро, скоро ли мы увидим надувные электросёрфы на Неве?

Сайт производителя CabraTec