Кому читать. Любителям исторической прозы, Акунина, детективщины и легкой фантасмагорийщины, а заодно и театральщины, которой, на мой вкус, в книге могло быть поменьше. С другой стороны, это, кажется, первая в моей жизни книга этого коллектива авторов, которую я смогла дочитать до конца! (Их таланты тут ни при чем, скорее всего, просто как-то не «мое»). Дочитала не в последнюю очередь благодаря звучному названию. Красота же – «нюансеры»! А главное, ни фига не понятно.
Тест Бехдель не пройдет.
Моя оценка 7 из 10.
Что там происходит. События развиваются в конце XIX века. В город X приезжает промышленник, он же актер-любитель Алексеев. Дело в том, что жившая в городе гадалка, в прошлом актриса Заикина, оставила ему по наследству квартиру – даром, что они не были даже знакомы. Причем в завещании выставила жесткие условия, например, прямо с вокзала ему следовало ехать в наследное жилье, - так, к слову, наследник и сделал. По дороге он заметил что-то странное в банке (служащие его стояли с поднятыми руками), но не придал этому значения. Нюанс! Один из многих. Между тем банк в это самое время грабили…
Плюсы. Сама идея людей, преображающих реальность с помощью мелочей (нюансов) – исключительно изящная и тянет не на одну книгу, а на целую сагу, нюансериану. А вот воплощена она в этом романе оказалась, на мой взгляд, кое-как.
Минусы. В книге так много героев, что главный, если считать им промышленника, в остальных как-то теряется. И мертвая старуха Заикина, и убийца Клёст, которому вообще посвящено непомерное количество букв, и приживалки, и сапожник и еврей-окулист и модистка… При этом Алексеев, если честно, тот еще чудак на букву «м». Авторы не устают напоминать, что он мечется, буквально рвется на части между своим производством, театральным миром и семьей, где детишки и анемичная жена (при том, что все время книги он не делает ничего – без напряга оформляет наследство). Поскольку семьей и работой Алексеев пожертвовать не может, остается только увлечение театром. Но! Что ему мешает это сделать? (И эту нехитрую мудацкую мысль авторы тоже транслируют многократно, чтобы читатель не дай бог, не забыл). А, ему нужно, чтобы жена (внимание!) признала его подвиг. Подвиг в том, что он перестанет тратить время на театр и уделит его семье.
…
Да вашу ж мать. Жене, судя по всему, за это полагается ему ноги собственными слезами радости омыть и волосами потом вытереть - за то, что он иногда будет обращать внимание на собственных детей. Не будет же он их на самом деле растить!
Настоящий-то ужас в том, конечно, что многие мужчины прямо сейчас, в 2019 году, не будучи никакими промышленниками, считают за непомерный подвиг свой брак и вклад в него в виде 30000 рублей ежемесячно, которые на самого «героя», как правило, и уходят…
Момент истины. Любая домохозяйка, которая утром встает, собирает по дому разбросанные вещи, ставит в посудомойку посуду, режет овощи в суп, вешает белье, вытирает пыль, неустанно преображает хаос и уменьшает энтропию, - нюансер в тыщу раз похлеще Заикиной и всех ее коллег.
Для тех, кто добрался сюда глазами - подборка других романов, которые могут вас порадовать не менее, а может быть и более!
Клэр Норт, «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» - фантастика.
Андрей Рубанов, «Боги богов» - фантастика.
Нил Гейман, «Скандинавские боги» - зарубежное фэнтази, мифы, легенды, эпос.
Андрей Рубанов, «Финист Ясный Сокол» - современная проза, фэнтази.
Филип Рив, «Смертные машины» - зарубежная фантастика, книги для подростков.
Андрей Рубанов, «Хлорофилия» - фантастика.
Линор Горалик, «Все, способные дышать дыхание» – социальная фантастика.
Марина и Сергей Дяченко, «Луч» – научная фантастика.
Лорен Бьюкес, «Зоосити» – триллер, детективная фантастика.
Сесилия Ахерн, «Там, где ты» – любовно-фантастический роман.
Фрэнсис Хардинг, «Стеклянное лицо» – фэнтази, ужасы и мистика.
Фрэнсис Хардинг, «Песнь кукушки» – фэнтази, ужасы и мистика.