В Советском союзе секса не было, как и разнопланового творчества, неэстетичной бытовухи и дерзкой молодежи. Но дети и настоящие шедевры искусства откуда-то появлялись. Разбираемся, кто такие настоящие бунтари советской фотографии и о чем они говорят.
ИЗ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА С ЛЮБОВЬЮ
ТРИВА — это первое в Советском Союзе творческое объединение фотографов. Как и любые деятели искусства при диктатуре пролетариата они должны были иметь регистрацию. Вот и прикрепили себя парни к любимому металлургическому заводу, там же они и впервые выставились, а после именно фотографии рабочих будней заводчан принесли художникам мировую славу.
Про их фотографии много говорить не стоит — на них достаточно просто смотреть. Серые будни обычных советских людей отпечатались на пленке, как отпечатки пальцев на листке бумаги: четко, ясно и тоскливо-радостно.
Многие обвиняли авторов объединения в том, что они слишком чернушно описывают реалии советской жизни. Однако, задай этим критикам вопрос:"А в чем же, собственно, эта чернушность проявляется?" — они и не ответят, потому ее попросту нет. Снимки не создают ничего нового, не приукрашают, они лишь показывают человека такой эпохи таким, какой он был: уставший, забытый, но отчего-то бескрайне счастливый.
ОТКАЗ ОТ ПОСТАНОВЫ И ИГРЫ
Ещё в самом начале творческого пути объединение выпустило свой программный манифест. Здесь числились основные принципы их фотосъёмки: никаких постановочных фотографий, никакого кадрирования и никакого ретуша. Только честные снимки, только реальная жизнь.
«Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50мм. объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие»
Владими Соколаев
Разглядывая снимки, ты словно находишься с героями кадра на одном уровне, словно их жизнь есть твой мир, в котором ты находился или находишься до сих пор. Каждый человек здесь — твой брат, сосед, друг, враг, приятель, собутыльник, любовник. Все они обычные, но в тоже время наделенные яркой индивидуальностью люди. Те самые люди, которые рядом, но в тоже время так далеко. Те, чья боль — наше горе, а радость — наше счастье.
ИЗОЛИРОВАНЫ, НО НЕ СЛОМЛЕНЫ
Находясь в условии полной изоляции, в том числе из-за плотного "железного" занавеса, художники не потерялись, а, наоборот, нашлись. Одиночество позволило им сосредоточиться на главном — жизни обычного человека и города, которые жирными мазками одним своим существованиям наносят краски на полотно эпохи.
Группа распалась из-за преследований КГБ. Сначала уволили с завода Александра Трофимова, а после и других участников ТРИВА. Их творческие пути разошли. Они и по разные стороны смогли стать великими — в этом и есть особенность каждого художника. Но то, что сотворили вместе эти три простых парня с завода, повторить еще никто не могу. И не смогут. А нужно ли?
Другие работы каждого из фотографов вы можете посмотреть в нарративах.