Найти тему
Вы в пути

Дорожный сбор в Беларуси – история, как дорога за горизонт

Оглавление

В Беларуси в очередной раз появилась информация о скорой отвязке оплаты дорожного сбора от процедуры прохождения технического осмотра. На этот раз о разработке нового указа заявляет Минфин страны. История с новым налогом тянется с момента его появления в 2014 году. Но пока ее окончания не видно.

Почему водители «не приняли» сбор «за дороги»

Не однозначное отношение к платежу «за допуск к участию в дорожном движении» в самом начале его введения у водителей Беларуси сформировалось на основании двух положений:

1. Размер сбора – один из самых больших в Европе.

2. Принцип взимания налога – не справедливый.

Сразу нужно отметить, что оплата дорожного налога направлена на содержание дорог и инфраструктуры. От оплаты имеющихся в стране платных участков дорожной сети физические лица освобождены. А вот транспортный средства фирм и организаций платят как по системе Bell Toll, так и транспортный налог.

В разных странах система уплаты транспортного налога отличается друг от друга. Почти везде в Европе размер платежа зависит от вреда, наносимого экологии:

1. В Германии. Оплата за массу, габариты и километры ушла в прошлое. Теперь ставка зависит от объема двигателя и вредности выхлопа. Бензиновые моторы обходятся в 2 Евро за куб. см, а дизеля – 9 Евро куб. см. Дополнительно оплачивается и каждый грамм СО2. Если двигатель выделяет до 95 (с 2014 года) грамм углекислого газа на 1 км, владелец от оплаты сбора освобождается. Иначе придется платить по 2 Евро за каждый грамм. В выигрыше находятся владельцы машин с гибридными двигателями и электромобилей. Платежи в этом случае будут минимальны.

Принцип взимания налога в Германии
Принцип взимания налога в Германии

2. Во Франции. Уплачивается однократный налог, а за вредные выбросы оплачивается сбор за объем, превышающий 200 грамм углекислого газа на 1 км.

В США оплата транспортного налога заложена в цену топлива. Владелец платит больше с ростом ежегодного пробега. В России размер платежа зависит от объема (мощности) двигателя.

Предложение белорусских водителей о введение налога в цену 1 л топлива белорусские власти не слышат. В результате одинаково платят пенсионеры с годовым пробегом 5 тыс. км, и «частник», который регулярно использует личный автомобиль по делам бизнеса, Нередко в год суммарный пробег в таком случае составляет 30-40 тыс. км.

Стоит помнить, что ставки разработаны и для прицепов. К примеру, при однократном выезде в отпуск с прицепом-дачей потребуется дополнительно оплатить 11 базовых величин (280,5 рублей).

Даже в случае реализации нового способа помесячной оплаты налога, система не станет прогрессивной на фоне стран-соседок. А ввод в стоимость топлива небольшого процента помог бы увеличить собираемость налога.

-3

Единственным возражением за такой механизм оплаты остается покупка топлива для бензопил, триммеров и другой техники. Здесь все легко объяснить необходимостью оплаты экологического сбора. Да и размер платежей в этом случае небольшой.

Когда «родится мальчик»

Об изменении способа оплаты транспортного налога говорят уже с 2015 года. Сколько прошло на эту тему телевизионных ток-шоу, сколько ведомств уже работало над законопроектом. Но ситуация остается на месте.

Очередной законопроект рискует вновь не пройти одобрение – к примеру, администрации президента. Ведь схема планируется прежняя:

· помесячная оплата по прежним ставкам;

· применение коэффициента 0,8 при оплате сразу за год.

Прогрессивность, объективность платежа при такой схеме не просматривается. Очевидно, что разработку способа уплаты налога следует доверить ученым при общественном обсуждении, а не чиновникам. Но пока налог так и остается очередным просчетом.