Нива, которую сейчас называют Lada 4x4, вот уже несколько десятков лет является уникальным предложением на рынке: полный привод, 220 миллиметров дорожного просвета, отличные внедорожные способности — и всё это меньше, чем за миллион рублей. Но является ли она незаменимой? Не в эпоху капитализма! И следующие 5 подержанных иномарок вполне могут поспорить с новой Нивой за ваши сердце и кошелёк.
1.Suzuki Jimny
Это было очевидно. Подержанный Джимни – первое, что приходит на ум, когда нужно найти что-то похожее на новую Ниву, но не новую Ниву. У машин сопоставимые габариты, простенькие салоны а-ля «мой меня из шланга», одинаково заурядная разгонная динамика… Но есть и отличия: у Suzuki, например, кузов не несущий, а на раме, что расширяет его внедорожный потенциал. А ещё у японца может быть «автомат» — невиданная для Lada 4x4 роскошь.
С выходом нового Jimny машины первых трёх поколений стали ещё старше, а это значит, что сейчас можно приобрести свеженький Jimny третьего поколения с пробегом до 100 тысяч километров по цене в пределах 700 тысяч рублей.
Продажи третьего «Джимника» прекратились совсем недавно, поэтому трудности с запчастями ближайшие годы точно не грозят, как и капитальные проблемы с надёжностью — всё-таки не зря машина выпускалась 20 лет. Тем не менее перед покупкой лучше обратить внимание на целостность геометрии рамы, отсутствие критичных «рыжиков» на ней и кузове, а в случае выбора с «автоматом» — на работу коробки передач. 1,3-литровый двигатель редко доставляет головную боль, а в случае поломки ремонтируется даже в гараже дяди Васи. Под задушевные истории о том, что вот Нива — это вот машина.
2.Mitsubishi Pajero Pinin
На этом месте мог быть Mitsubishi Pajero Mini, но такую модель можно приобрести только с правым рулём и типичным кей-каровским мотором объёмом 660 кубических сантиметров. Поэтому из списка подержанных внедорожников Mitsubishi лучше выбрать другую модель. Паджеро Пинин, как и Нива, мог быть трёхдверным и пятидверным. А ещё у него нет рамы — как и у отечественного внедорожника.
Машина, которую в Европе знают под именем Pajero Pinin, была представлена в Японии в 1998 году, почти синхронно с Jimny третьего поколения. На исторической родине машину называли Pajero iO – от итальянского «я». Ведь первое время автомобиль собирали в Италии, на мощностях Pininfarina. Отсюда, кстати, и европейское имя Pinin. Учитывая, что корни ВАЗа тоже связаны с Италией, можно говорить и о географическом родстве «Пинина» и Нивы.
Цены на новую Lada 4х4 начинаются примерно от 530 тысяч рублей — за эти же деньги можно подыскать Pajero Pinin в хорошем состоянии, с пробегом в районе 100–150 тысяч километров и богатой комплектацией, в которой будут и автоматическая коробка передач, и кондиционер. Большая часть машин в продаже оснащены двухлитровыми двигателями с непосредственным впрыском GDI, однако наилучшим вариантом для покупки будет Pinin с мотором 1,8 литра, где впрыск распределённый. Владельцы Mitsubishi тех лет знают, что GDI умеет порой играть на нервах.
Ещё одним слабым местом «Пинина» является не очень высокая коррозионная стойкость. Но если у кузова нет существенных недостатков, машину можно брать — подвеска, трансмиссия, тормоза редко требуют к себе внимания.
3.Toyota RAV4
Без продуманной технической подготовки RAV4, конечно, не сравнится с Ладой на бездорожье. Но если экспедиции — это не ваше, а нужна просто надёжная полноприводная машина на каждый день, то «Тойота» — вариант хоть и мейнстримный, но проверенный временем.
В пределах 700 тысяч рублей можно найти немало RAV4 третьего поколения, которые выпускались с 2005 по 2016 год. Преимущественно это будут машины, оснащённые двухлитровым 152-сильным двигателем, полным приводом и автоматической коробкой передач. По части оснащения японский кроссовер намного опережает даже грядущий мы-уже-сбились-со-счёта-какой рестайлинг модели от ВАЗа — у «Тойоты» может быть и кожаный салон, и датчики парковки, и бесключевой доступ… Не говоря про электронных ассистентов, помогающих при вождении.
Итак, выбирая между Тойотой RAV4 и Нивой, вы подумываете остановиться на б/у иномарке? Прежде всего, смотрите под капот — хорошо бы обнаружить там один из бензиновых моторов, которые надёжнее дизеля. Стоит присмотреться и к лакокрасочному покрытию, которое очень чувствительно к дорожным условиям. Если вся машина в сколах и паутинках — лучше продолжить поиски, дабы уберечь себя от больших бед: замученное ЛКП увеличивает ваши шансы увидеть превращение RAV4 в харизматичное решето.
4.Honda CR-V
Раз уж речь зашла о Toyota RAV4, нельзя не вспомнить о её принципиальном сопернике. Потому что подержанная Honda CR-V на роль альтернативы Lada 4x4, пожалуй, подходит даже лучше: она более брутальная, чем «Рав», более прямолинейная. А если брать второе поколение — то и более способная на бездорожье.
В плане разнообразия модификаций и комплектаций дела у CR-V обстоят лучше, чем у Лады или RAV4: по крайней мере нет доминации одного мотора. Если рассматривать к покупке второе и третье поколения CR-V, то в пределах 600–700 тысяч рублей количество кроссоверов с 2-литровым и 2,4-литровым двигателем будет примерно одинаковым. Машину с каким мотором брать — дело ваше, оба двигателя вполне надёжны. Можно лишь отметить, что двухлитровая версия более вибронагружена при работе климат-контроля.
При покупке CR-V третьего поколения стоит обратить внимание на состояние рулевой рейки. Если она стучит, то сделку лучше обдумывать тщательнее: и ремонт старой рейки, и покупка новой влетят в копеечку.
У машин второй генерации врождённых болячек почти нет — разве что подвывающий задний редуктор. Кузов тоже не особо подвержен коррозии, если на нём не таранили деревья и другие машины. В общем, добротный компактный кроссовер-внедорожник с солидным дорожным просветом. К тому же второй CR-V сидит выше третьего: клиренс у двух машин составляет 205 и 185 миллиметров соответственно. Потому именно CR-V второй генерации можно встретить даже на внедорожных рейдах. А также её брата – HR-V первого поколения, который, как и ВАЗ, может быть трёх- и пятидверным.
5. Renault Duster
То, что по цене новой Lada 4x4 можно купить почти новый Рено Дастер, едва ли станет для кого-то откровением. Как и то, что Duster — лучший выбор для тех, кто подходит к покупке максимально прагматично. К тому же уже в обозримом будущем Нива и Дастер могут стать не просто коллегами по концерну, а кровными братьями — есть вероятность, что полностью новая Нива будет основана на модифицированной платформе В0, на которой базируется Duster второго поколения.
Помимо цены и современного дизайна, кроссовер от Renault привлекает доступным обслуживанием и ремонтом, наличием как бензиновых, так и дизельных двигателей, разнообразием комплектаций. Из недостатков можно отметить кучу эргономических просчётов в салоне и очень простую отделку. Которую, правда, мыть из шланга всё равно не очень хочется. Ну и поведение на скорости у машины — далеко не Pagani Zonda. У Нивы, впрочем, тоже.
Талант Duster покорять целину во многом зависит от прокладки между рулём и сиденьем, но даже на фоне оригинальной Нивы румыно-француз выглядит весьма убедительно. У него энергоёмкая подвеска и неутомимая муфта, так что там, где настоящие внедорожники едут внатяг, на Дастере можно ехать ходом.
Кстати, АвтоВАЗ обещает, что какое-то время и новая, и старая версия Lada 4x4 будут продаваться параллельно, так что паниковать пока рано. А заодно присматриваемся к Duster, если доступный полноприводный универсал в состоянии «как новый» нужен уже здесь и сейчас.