Если должнику не удалось мирным способом решить вопросы о погашении задолженности, а коллекторы угрожают, необходимо защищаться. В зависимости от действий коллекторского агентства можно обратиться в следующие инстанции:
- Полиция.
Подать можно жалобу в случаях:
- использования угроз, которые должник получает лично, при телефонных разговорах, через сообщения близким родственникам и в социальных сетях;
- порчи имущества, попытке проникнуть в жилище заемщика;
- физического насилия, психологического давления;
- вымогательства;
- мошенничества и обмана.
При обращении с жалобой в правоохранительные органы на действия сотрудника коллекторской службы необходимо иметь доказательства нарушений закона. Для этого пригодится вся информация о взаимодействии должника и коллектора: сообщения на номер мобильного телефона, электронную почту, аккаунт в социальных сетях, распечатки звонков, записи телефонных разговоров, фото или видео примеров общения. После проверки всей предоставленной информации последует привлечение коллектора к ответственности.
Для большей убедительности коллекторское агентство может прибегать к угрозам обращения в полицию, если долги не будут погашены. Следует напомнить, что заемщику, не совершившему уголовно наказуемых действий, бояться таких угроз не стоит.
- Роскомнадзор – государственный орган, осуществляющий контроль в сфере защиты персональных данных. Эта организация, в которую можно отправить жалобу о нарушениях с просьбой привлечь сотрудника коллекторской службы к административной ответственности.
Несоблюдение прав заемщика может касаться:
- отсутствия извещения о привлечении коллекторского агентства для взимания долга;
- разглашения персональных данных;
- нарушения регламента телефонных разговоров.
Если превышено количество звонков за определенный период или время их поступления выходит за рамки отведенного интервала, звонки поступают в выходные дни или адресованы близким родственникам и поручителям – это поводы для жалобы в Роскомнадзор.
- Обращение в прокуратуру – также одно из мощных средств борьбы с беспределом коллекторского агентства. Этот государственный орган имеет наибольшее количество полномочий, поэтому данный вариант целесообразен в случае, когда Роспотребнадзор и полиция не смогли решить проблемы взаимодействия должника и коллектора.
Обратиться в прокуратуру с жалобой необходимо, если:
- в отношении должника совершаются действия криминального характера, такие как угрозы, шантаж, физическое насилие;
- банк не уведомил заемщика о привлечении коллекторской службы для взаимодействия по вопросам возврата просроченной задолженности.
Для составления жалобы на действия коллектора достаточно обратиться в прокуратуру по месту жительства, можно отправить заявление по почте или оформить на официальном сайте.
- Еще одна инстанция, которая может оказать помощь при нарушении закона коллекторами, – Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Эта организация не имеет возможности назначить уголовную или административную ответственность, но вправе составить предписание об исполнении законодательства РФ.
На официальном сайте организации имеется форма для заполнения жалоб на сотрудников коллекторской службы. Работа НАПКА направлена на цивилизованное решение вопросов, связанных с возвратом задолженностей, поэтому основным инструментом при рассмотрении жалоб является дисциплинарная ответственность. Она включает в себя требование устранения нарушения, предоставление отчетов коллекторским агентством, приостановление членства в НАПКА или исключение из нее.В течение 5–7 дней НАПКА производит проверку полученной жалобы и формирует ответ о результатах и принятых мерах по устранению несоблюдения законодательства.
Читайте также по теме:
Выгодные вклады в банке: ТОП-3!
Могут ли мошенники снять деньги с карты, по номеру карты?
Полезные материалы про банки здесь!