Японский автопром не был первооткрывателем отрасли, однако это не помешало ему стать одним из мировых лидеров. В обозримом прошлом Японии даже удавалось несколько лет удерживать титул крупнейшего автопроизводителя на планете. Впрочем, и сейчас машины из страны восходящего солнца очень неплохо себя чувствуют не только в России и самой Японии, но и на третьем по величине авторынке – в США.
Казалось бы, японские машины заработали себе имя, продажи в целом неплохие, откровенно убыточных автопроизводителей нет – что может пойти не так? Однако последнее десятилетие можно назвать периодом, когда теории о саморегулировании свободного капиталистического рынка Адама Смита трещат по швам.
Как показывает практика последних лет, для того, чтобы успешно заниматься той или иной деятельностью, мало создать рентабельное предприятие. Важным фактором является отсутствие более успешных конкурентов. Если ранее успешные корпорации имели только финансовый ресурс и некоторое лобби в правительствах, сейчас же их власть гораздо больше. Так, по проведенным в США опросам население негативно относится к правительству, но доверяет и уважает корпорации. На этом фоне уже начинают звучать призывы назначить Эрика Шмидта – главу Google, директором США (упразднив должность президента).
Однако вернемся к теме статьи. Бренд Subaru является одним из громких имен мирового автомобилестроения. Этим летом компания заявила, что начала работу над общей платформой для электромобилей с японским автогигантом – компанией Toyota. На днях же стало известно, что Toyota намерена приобрести еще один пакет акций Subaru, доведя свою долю во владении компании до 20%. Тут стоит отметить, что в отличие от простых акционеров, факт покупки акций более крупным предприятием более мелкого в той же сфере означает желание не получать какие-либо дивиденды, а заполучить технологии, заветный 51% контрольный пакет.
Однако экспансия Toyota направлена не только в сторону Subaru. Так, в августе Toyota купила акции другой известной компании – Suzuki на сумму более 900 млн. долларов. Данную сделку планировали с 2016 года. Уже сейчас известно, что Toyota получила ряд технологий Suzuki, намечен выпуск ряда совместных моделей. Стоит отметить, что Suzuki являлась одной из последних самостоятельных компаний-марок.
Естественно, все указанные выше процессы идут под лозунгами сотрудничества, объединения усилий с целью улучшения продукта и прочей позитивной пропаганды. По сути же в Toyota, вероятно, решили бросить вызов, побороться с крупнейшим автомобильным концерном – VAG, а для этого необходимы технологии и большее число суббрендов. Похоже, времена, когда одна среднестатистическая компания могла владеть одним автомобильным брендом, уходят в прошлое.
Тут можно возразить, что антимонопольные комитеты не дадут скупить бренды, однако у крупных корпораций всегда есть обходные пути.
К слову, всеми любимый или нелюбимый АвтоВАЗ с 2014 года является дочкой корпорации Renault Group.
Похожая ситуация и с Mitsubishi: стоило компании немного потерять популярность, снизить продажи, как в 2016 году 34% акций приобрел более успешный Nissan. В целом сейчас идет трансформация в единый концерн - Renault-Nissan-Mitsubishi. Который, вероятно, станет одним из ведущих игроков автомобильной промышленности.
В завершении несколько иллюстраций основных автомобильных концернов и принадлежащих им (в той или иной степени) марок.