Алла Сергеевна Демидова… Сочетание букв в ее имени для меня, как скольжение по водной глади долгого эха, а потом, вдруг – внезапный прочерк строфы… Прочерк, удлиненная линия…Галочий всхлип, клекот, вскрик. И в ее облике есть что то незаконченное, удлиненное, изящное, как взмах птичьего крыла: он стремителен и тонок, одновременно.. В нем есть недосказанность вечной загадки. Несмотря на ее возраст - ****десят с лишним.
****
Впрочем, у "зимних Леди", наверное, нет возраста.. Мне только что пришло в голову назвать ее так: "зимняя Леди". Она еще в детстве, мне кажется, была сдержанной… Впрочем, будешь тут, - думаю про себя, - когда тебя овеивал то и дело колючий ветер недоумения – начиная с издевок и насмешек одноклассников, чуть не выбросивших тебя однажды " шутя" с парапета набережной прямо в Москву реку… Просто за то, что хотела быть не такой как все, отличаться, вести за собою… Чудом вырвалась, избежала нелепой смерти.. Или участи – искалеченного тела?...
Это потом она научится прятать свою непохожесть за внешней холодностью , почти что -непроницаемостью…
Внимательный взгляд серо – зеленых глаз: изучающий, ироничный, холодный – сколько к нему, взгляду, можно подобрать оттенков, эпитетов, метафор… Но вот - стоит ли? Мне кажется, она встретила бы их насмешкой и я этой насмешки как то внутренне - опасаюсь Хотя и отлично знаю, что она может быть - мягкой, любовно оберегающей.
***
Как в книге о Владимире Высоцком, например. Ее книге. …Там вся горечь от потери близкого любимого друга и гениального коллеги скрылась в напряженно - изящном написании черт, отточенности фраз и в тайном и теплом любовании.. Нет, пожалуй, точнее, в ярко – притягательной силе любви.. Словно на стекле чертили портрет алмазным резцом. Или перстнем, по старинной традиции, как в пушкинское время..
С нею отлично чувствуешь слияние времен. У нее рядом, близки и ясны до озноба: Пушкин, Ахматова, Цветаева, многословный, напевный Бродский. Элегический Давид Самойлов. Рассказывая о них со сцены на своих бесчисленных концертах и поэтических вечерах, она точна - до немногословия. Только конкретные факты, фразы, дневники, выдержки из писем современников – об эпохе, поэтах, стиле манере, временах, врагах и почитателях Сути Творчества. Голоса. Жизни. Строфы.
И еще. Очень много говорит ее интонация. Четко артикулированная.Временами – жесткая - до звенящих нот серебра. Неторопливая. Для кого то – холодноватая. А для меня не спешная, задумчивая. Мне иногда думается, что так бы говорила и сама Анна Андреевна Ахматова… Дерзко думается. Пытаюсь представить в скуповатой игре Демидовой жестами, словом, интонацией -черты навсегда ушедшего Серебряного Века.
Многое ушло от нас теперь уже - навсегда, увы… Культурные слои времени прочно заносятся песками невежества. Не забвения, а невежества.Не хотения, лени знать. Презрения к знанию. И поэтические вечера, концерты, " штудии" Аллы Сергеевны, ее мастер –классы – это просто еще одна попытка прорваться к нам, оглохшим от невежества, упрямым, ленивым, сонным. Порваться, научить - не терять, а обретать. Упрочить связь времен. Показать – не доказывать – а показать, в тайной гордости любования Словом, что оно- вечно, современно,живо, пленительно, трепещущее. Чеканно.
***
За свою щедрую, как сад, благотворительно -просветительскую деятельность Алла Сергеевна Демидова не единожды была удостоена наград и премий. В том числе и - редкостных – президентских и зарубежных. Театральных и общественных.
Но она никогда не упоминает о них. Не говорит. Не выделяет особо. Рассказывая о богатой событиями театральной и режиссерской жизни своей, Алла Демидова говорит не о себе: о странах, людях, вещах, запахах улиц и отелей, театральных кулис и сцены.
И тотчас же, как джинн из кувшина, возникает зримый, ощутимый всеми пятью чувствами, образ города, людей, времени, мига,момента… Ее монологи, театральные летописи, мемуары, как страницы увлекательных, читающихся без паузы дыхания, книг… Словно бы - надиктованных. Скалькированных с облаков. Точных. Нервных. Теплых. Зримых. Потрясающих.
****
В них нет лишних слов. Абзацев. Длиннот. Путанностей. Она, актриса, берет ручку и пишет набело. Такое возникает ощущение. Письма ли это к другу в далекой Британии. Размышления ли о Даре Актера. Погружения ли в Ахматовские миры, в тайны поэзии и профили "Серебряного века", ею столь любимого. Неважно, какова тема книг, эссе…. Во всем будут черты вполне узнаваемые, точные, как кованные из серебра, прочерченные острым грифелем, перстнем, резцом. Над строфами ее авторских фолиантов -абрисов, изящных и в оформлении - художник выбирается тщательно - долго после думается, потому как разверзается бездна бескрайности и осмысление, озарения, разгадка ребусная, приходит позже.. По ночам…
Из любой фразы ее книги можно создать – и -воссоздать – роман, портрет, эпоху, время. Длинную коду. Долгий звук. Совершенный и плавный, как ее жесты. Непроницаемый, как ее лицо, тонкое и изящное. Теплый, как ее голос.Одухотворенный, как ее улыбка… Она иногда весьма непонятна мне. Но не раздражает, как иные – непонятностью… Притягивает. Привлекает. Я погружаюсь в нее, как в океан. . Я осязаю ее Душу. И понимаю, сколь много может дать тебе такой человек, просто скользя по твоей жизни. Неслышной, благоуханной тенью. Сопричастием. Со – прикосновением. Со – временностью… Совпадением с Тобою.
****
Оно мистично, это совпадение, быть может,туманно, зеркально, неточно, зыбко.. Но она и сама - мистична. Любит зеркала и приметы. Картины и старинные вещи.В ее жизни много -совпадений. Кто- то назовет их -случайностями, но она в случайности просто - не верит. Принимает их, как неизбежность. Как нечто разумеющееся само собою. Как избыток, излишек от некоего Дара Богов. Так может, также надо принимать и ее саму, Аллу Демидову? Как бесценный Божий подарок,нам, современникам, со – участникам, со причастным, и -не иначе?Кто знает?...
______________
© Светлана (Лана) Макаренко – Астрикова. Авторский текст.
Ноябрь 2013 года.