МИХАИЛ СВЕТЛОВ: он же - ДИХЛОФОС, он же - БОТАНИК, он же -
ГЛУХОМАНЬ, он же ДЯДЯ МИША...
На днях, а точнее 27 сентября, один из старейших Обелисковцев отпраздновал своё 52 летие. От всей души, поздравляем доброго, деликатного, ранимого и бесконечно сердечного Мишу Светлова с этой зачётной датой. Желаем одарённому музыканту, гитаристу и аранжировщику: любви, творчества и сил на многая лета! Будь здоров и счастлив, дорогой друг!
Михаил Светлов, идущий по жизни с любимым выражением: " да мне, по барабану!" - впервые взял в руки гитару в 13 лет. Неизвестно как сложилась бы судьба Михаила, не забреди он однажды в сад им.Н.Э.Баумана, где на концерте группы "Мистер Твистер" никому не известный тогда двадцатилетний Анатолий Крупнов оказавшись недалеко от Михаила вдруг решил с ним познакомиться. Случилось это в далёком 1985 году. Познакомились, поговорили, попили пивка и разошлись. Крупнов на тот момент вовсю играл в джаз-роковой группе "Проспект", где он и часть музыкантов, решили попробовать свои силы в новом тогда музыкальном направлении - "тяжёлый рок". Крупнов сочинил четыре композиции в рок-н-ролльно-хардовой стилистике, которые были записаны отколовшимися от "Проспекта" музыкантами на двухканальный магнитофон.
А. Крупнов: "В этой музыке не было ничего своего,- вспоминает Крупнов,- это была дань традициям. Все тексты были не мои, гармоническая основа тоже, да и сыграно было достаточно традиционно. У нас не было даже стилистики как таковой, то есть я писал то что пишется, ориентируясь на свою музыкальную память... Но было очень приятно слушать сочиненную тобой музыку, когда она аранжирована и разложена по партиям. К тому же, приятно было впервые почувствовать себя главным и говорить: кому, что, где и как играть..."
Настало лето 1986, и недовольный уровнем игры своих музыкантов, Крупнов начинает поиск гитаристов.
А.Крупнов: "Я понял, что "Костыль" и Женька Коробов (гитаристы "Проспекта") чисто ритмически не удовлетворяют требуемому уровню..."
Первым Крупнов прослушал Юрия Алексеева, впоследствии всё же ставшего гитаристом группы "Чёрный Обелиск", но на тот момент, сотрудничество не сложилось.
Через некоторое время один из приятелей Крупнова по прозвищу "Хенк" сообщил Толику, что у него есть знакомый, которого зовут Миша "Дихлофос", и что Миша вроде бы играет на гитаре. Крупнов заинтересовался этим сообщением и взял у "Хенка" телефон "Дихлофоса". После звонка выяснилось, что это тот самый Миша, с которым Толик познакомился в саду им. Н. Э. Баумана. Ребята попробовали сыграть вместе. Всем понравилось, и "Дихлофос" - Михаил Светлов, стал первым гитаристом Чёрного Обелиска Анатолия Крупнова.
М.Светлов: "...Появился Толик Крупнов... Мы просто познакомились, стали пересекаться на всяких полухиповых тусовках без мысли сыграть что-то – вопрос об этом вообще не стоял. Потом как-то Толик говорит: «Ты знаешь, я решил набрать команду. Давай попробуем?...»
Правда, прозвище "Дихлофос" на новом месте как-то не прижилось и Крупнов вскоре "переименовал" Светлова в "Ботаника". Говорят, это было связано с определённой "схожестью" Михаила с Паганелем (героем романа французского писателя Жюля Верна). "Схожестью" чисто ассоциативной, т. к. Светлов, как и Паганель, постоянно все терял, постоянно куда-то не туда шел и т.д.). Потом появился второй гитарист - "Ужас" - Юрий Анисимов - с его приходом состав был укомплектован. И наконец-то, благодаря Анатолию, 1 августа 1986 года, ОБЕЛИСК обрёл ещё и яркое название. Пришла пора создавать свой, авторский материал, поскольку первые четыре композиции, сочинённые Крупновым ранее, были отметены из-за многочисленных заимствований.
В течение полутора месяцев последующих репетиций Анатолий Крупнов пишет для группы пять песен: «Апокалипсис», «Черный обелиск», «Троянский конь», «Абадонна» , «Болезнь»...причём, все тексты и музыку писал Крупнов, а остальные музыканты лишь помогали воплощать готовый материал на практике.
А.Крупнов: . "Я становился лидером, потому что для этого были все предпосылки. У меня за плечами была музыкальная школа. Я представлял себе, как можно сделать песню, как она будет звучать. Я очень хорошо слышал гармоническую основу. К тому же, у меня очень хорошая музыкальная память... Например, Кольке Агафошкину (барабанщик ЧО) я вообще все показывал от и до. Единственная вещь, куда я никогда не лез - это соло-партии гитаристов..."
Михаил Светлов: "За очень короткое время мы отрепетировали четыре песни и вперёд: был первый концерт, второй, третий. После третьего меня уволили в связи.. с профнепригодностью. Тогда, я ещё до конца не осозновал, что такое электрогитара – для меня это было достаточно в новинку ( в связи с моим раздолбайским отношением). Потому как поехать в Питер автостопом и опаздать на репетицию – был фигня вопрос. Типа: « Ты где был?» - «Тачку не смог поймать». Для меня это была второстепенная фигня. Я никогда не думал, да и никто тогда не думал – мне было восемнадцать, Толику двадцать – что из того, что мы соберёмся в ДК «Шерсть и сукно» и сыграем четыре песни, в дальнейшем выйдет нечто большее, что станет смыслом нашей жизни. После третьего концерта вместо меня взяли Юрку Алексеева...»
Это был концерт в ДК им. Войтовича. Сразу после выступления, сойдя со сцены Крупнов был атакован: «Привет! Ты меня помнишь?... Я – Юра Алексеев. Вот теперь, я буду твоим гитаристом!..». ?«На следующий день после этого концерта, – вспоминает Крупнов, – «Алексис” позвонил мне и довольно настырно спросил: «Ну что, когда мне приезжать на репетицию?» И это несмотря на то, что у меня уже был укомплектован состав! Ему это было безразлично! Он хотел играть у меня на гитаре, а на остальное ему было наплевать!»
Вскоре «Алексис» уже разучивал программу. «Я приехал к Крупнову домой, – вспоминает Алексис, – он дал мне катушку с записью и говорит: "Сними, что сможешь, а остальное я тебе покажу...»
Анатолий Крупнов: "Женя Чайко, наш звукооператор, был "повернут" на звуке, он до сих пор таким остался, и его страшно раздражала гитара Светлова. Дело в том, что она все время свистела просто до абсурда. Что только Женька ему ни советовал: съемники парафином залить и т.д.... И вот, после того как "Алексис" позвонил, у нас была репетиция. Она началась в два, а Мишке я сказал, что она будет в четыре. В два к нам приехал "Алексис", мы его послушали, и он уехал. В четыре приехал Светлов, и мы начали репетировать... А на следующей репетиции, когда мы шли от метро к базе, Мишка стал говорить мне, что у него ничего не клеется, что беда с гитарой и т.д. "Что ты мне посоветуешь?" - спросил он. И я ему посоветовал... Не играть больше. Вообще никогда. И он ушел... Начали репетировать с "Алексисом". Он как-то очень быстро все схватил, да и с чувством ритма у него все было абсолютно в порядке... В общем, это был человек "то, что надо".
Михаил Светлов: «В принципе меня это задело: «Как так, что такое?». Наверное я начал искать причину: почему? Понял, что да, надо приложить какие то усилия, и мне стало интересно заниматься этим делом. Раньше я электрогитару воспринимал постольку-поскольку. Наверное, я ещё не собирался становиться музыкантом – когда тебе восемнадцать лет, ты пока ещё не совсем понимаешь, куда тебя занесёт: играется и играется...»
Концертная программа «Чёрного Обелиска» состояла всего из пяти вещей и длилась не более 30 минут, нужны были новые песни.
Е.Чайко (звукорежиссёр ЧО): “Я не раз пытался задавать Крупнову такие вопросы: «Как ты тексты пишешь? Как они у тебя рождаются?» - вспоминает Женя Чайко,- «А хрен его знает! – отвечал Толик. - Они у меня сами появляются, я их просто быстро записываю. Каждый раз эти тексты рождаются в виде каких-то обрывков, каких-то бессвязных образов, а потом, когда их накопится уже большое количество, они у меня как-то систематизируются в концепцию. И уже появляется какая-то стройная мысль...» И действительно, он даже на ходу писал, у него всегда был с собой блокнотик, в который он записывал какие-то мысли, четверостишья, слова... Вот мы едем в машине, а он тут же в блокнот что-то записывает.
В конце 1986 года Анатолию Крупнову на глаза попадается сборник французского поэта-символиста Шарля Бодлера. «Я прочитал и прокайфовал, – вспоминает Крупнов. – Потом несколько раз перечитал и отметил вещи, которые очень легко ложатся на музыку и по смыслу подходят нам...
Прошло чуть больше года с момента прихода в группу Алексиса, и в марте 1987 года на горизонте появился... Михаил Светлов. Выяснилось, что после ухода из ЧО он прослушивался в ЛЕГИОНЕ и собирался связать свою судьбу с этой группой, но узнав о проблемах, возникших у ОБЕЛИСКА, решил снова попробовать пробиться в состав. За полгода Светлов здорово подучился играть, да и со звуком у него стало все в порядке. К тому же, у "Ботаника" сложились дружеские отношения с Крупновым.
Светлов родился и вырос в подъезде напротив дома, в котором в то время жил Крупнов. Оказалось, что мама "Ботаника" очень хорошо знала тещу Толика, и они часами трепались с ней по телефону. В общем, вопрос решился сам собой, и Михаил Светлов приходит на смену Юрия Анисимова "Ужас", перешедшего в группу «Мафия». Коллектив приобретает свой, считающийся «классическим» для того времени, состав:
Анатолий Крупнов — бас-гитара, вокал; Николай Агафошкин — барабаны; Юрий Алексеев («Алексис») — гитара; Михаил Светлов («Ботаник») — гитара.
М.Светлов: "Видимо у меня в голове что-то тогда перевернулось, - вспоминает Светлов,- и я сам для себя стал по шесть часов в день заниматься, что-то снимать. Отодвинул всю эту хипповскую тусовку в сторону, изменил круг общения – там появились именно музыканты, мы стали обмениваться информацией. И где-то чуть меньше, чем через полгода таких продуктивных занятий я пришёл к Толику. Он такой: « И это ты играешь?» я говорю: «Да». Он очень удивился, говорит «Ну давай возвращайся». Как раз тогда думали уволить Юру Анисимова и меня вместо него взяли обратно».
Начиная с середины 1987 года концертная программа группы состоит из четырёх песен Крупнова: «Апокалипсис», «Абадонна», «Полночь», «Черный обелиск» и четырёх композиций на стихи Бодлера: «Литании Сатане», «Сплин», «Фантастическая гравюра», «Цветы зла». Лишь изредка исполняются Крупновские «Болезнь», «Троянский конь» и «Вступление».
Появляется знаменитое мистическое театрализованное шоу «Черного обелиска», с мощным светом, пиротехническими эффектами, скелетом на барабанной установке и «Папой» — фосфорицирующим огромным черепом посреди сцены, с вращающимися красными глазами-лазерами. В этот период группа приобретает огромную популярность, граничащую с ажиотажем, и дает по 8-10 концертов в месяц, как в Москве так и на выездных гастролях по городам СССР.
Е.Чайко ( звукорежиссёр ЧО): «Крупнов кайфовал от сцены, причем у него было стремление донести это ощущение до зрителя: мне самому в кайф и вы будете со мной в кайфе. Сцена - это как наркотик. Я сам, как музыкант, стоящий на сцене, это чувство никогда не испытывал, но могу себе представить это чувство, когда огромное количество глаз устремляется на тебя, когда то, что ты делаешь, всех интересует, когда это всем нужно. У Толика была двусторонняя связь с залом, со зрителями, и эта энергия его подпитывала, давала ему силы, он с удовольствием купался в этой энергии, отдавая ее полностью обратно, и после окончания концерта был выжатый, как лимон. И вот эта перекачка туда-сюда этого энергетического заряда, как раз и было то, ради чего мы работали.На концертах «Черного Обелиска» я впервые спустя много лет испытал те же ощущения, что на подпольном сейшне в 1976 году. Зал, стоя, орал так, что не было слышно аппаратуры, поскольку мощности еще не хватало. И тогда, естественно, все ручки на пульте задирались под потолок, лишь хотя бы не хрипело. Так бывало не редко, и я совершенно ответственно могу сказать, что в зале народ частенько подтарчивал».
Эдуард Ратников (в те годы роуди группы ЧО): "Однажды вёз на МАЗе оборудование куда-то в Рыбинск или Ярославль всю ночь. Мне холодно адски, печка в МАЗе не работает, воняет ужасно. Все было очень серьёзно, деньги свои я зарабатывал честно. Потом мы грузили оборудование в какие-то почтовые вагоны для шоу в Грузии, на котором присутствовал весь истеблишмент города: начальник КГБ, начальник Горсовета, их друзья, родственники. А у нас драмматическое шоу «Чёрного Обелиска»: с черепами, лазерами. Мурашки по коже бегут. Все относились к этому настолько серьёзно, как к театральной постановке. Толя тогда работал честно и демонически, это вздыбливало волосы у людей. Тогда на фоне этого у нас сложился хороший трудовой коллектив. Вот только скоро Толя начал пить, сильно лажать, и это отражалось на реакции публики и на отношениях с нами...».
В 1988 году в репертуаре «Черного обелиска» появляются новые песни «Серый святой» и «Цезарь», полным ходом идёт работа над новой концертной программой, при этом группа практически постоянно гастролирует. Однако в коллективе назревает конфликт.
А.Крупнов: "В плане музыки был мой достаточно жесткий диктат. Т. е. если я говорил, что надо играть так, то все так и играли. Практически все вещи я писал сам. Я приносил готовую музыку, и все делалось под мою диктовку. Бывали лишь редкие исключения, ну, например, "Вступление" или "Литании Сатане"( рифы Алексиса, прим ред). Cложно было работать с "Алексисом". С ним всегда сложно, потому что он человек сложный. Очень сложный. Надо его хорошо знать, тогда с ним можно работать. В противном случае - это нереально".
Ю.Алексеев: "…Нет, по молодости пили все. Но Крупнов явно перебирал. И обстановка внутри группы стала постепенно накаляться…"
М.Светлов: "Каждый ведёт себя по-разному,когда приходят "медные трубы", у каждого своя какая-то дурь, но обычно люди пафос включают. У меня была реакция несколько другой: я как человек совершенно не пафосный не мог его включить. Я включил раздолбая: раз я рок-звезда, значит мне можно всё. На каком-то этапе начался алкоголь, какие-то тусовки и наркотики, и, как следствие, музыка сначала протекала параллельно, а потом отошла на второй план. Толик исключительно бухал, он с наркотиками вообще тогда не баловался, это была моя прерогатива. В это самое время у меня умерла мама, и я остался вообще один. И понеслось...
А. Крупнов: " Мы с "Ботаником" жили душа в душу! Мы с ним общались как друзья. Я очень часто зависал у него на квартире и жил там неделями... "Алексис" же "Ботаника" никогда не любил. Не знаю почему, но отношения у них не складывались вообще никак...”
Ю.Алексеев: "Отношения... Не знаю. Со Светловым я практически не общался. Вообще, отношения с ним у меня не клеились. С Крупновым... От случая к случаю. Я был единственным в группе, на кого Крупнов не кричал. Потому что он знал, если на меня сильно накричать, то я просто развернусь и уйду из ЧО. А терять меня, как гитариста, он, по-моему, не хотел."
А. Крупнов: "А вне музыки... Колька Агафошкин жил своей жизнью и с нами практически не общался. С деньгами же Агафошкин обращался очень аккуратно и практично. "Алексис" тоже тащил все в семью. А я... в мешки под глазами..."
Ю.Алексеев: "Коля Агафошкин вне музыки с нами почти не виделся. Он был старше нас всех, у него уже была семья, двое детей. Все свободное время он находился дома... Вот тогда-то и начал возникать конфликт между Крупновым и Агафошкиным. Крупнов много пил (а уж в 1988 году это приняло просто катастрофические размеры), и это сказывалось на работе группы. Кольку это, естественно, не устраивало, т. к. ему нужно было семью кормить..."
Во время гастролей по Молдавии, в июле 1988, был насыщенный график, группа давала по два концерта в день и происходит роковой инцидент, приведший к тому, что по возвращении в Москву Анатолий Крупнов расформировывает «Черный обелиск».
Еще в поезде по дороге на гастроли Женя Чайко подошел к Алексееву и сказал ему, что скорее всего - это последняя поезка ОБЕЛИСКА, что дальше так работать нельзя. Агафошкин, улучив момент, поделился с "Алексисом" своими соображениями: "Знаешь, я думаю, что Крупнов уйдет в ШАХ. Уж очень внимательно он слушал их новую демо-ленту..." Алексеев напрямую спросил у Крупнова: "Ты уйдешь в ШАХ?" Тот промолчал.
А. Крупнов: "Я не знаю, кто что подозревал, но это полный бред. Я ехал в Кишинев с четким намерением: отыграть концерты, попить винца, заработать денег и вернуться домой. Вопрос о ШАХЕ возник по дороге из Кишинева... Это случилось в последний день выступлений, в перерыве между девятым и десятым концертом. Мы все сидели во внутреннем дворе Дворца Съездов, где проходили выступления, и пили пиво. Вдруг один из наших техников набросился на меня с обвинениями, что я где-то "взял" не ту ноту, где-то не "дотянул" припев и т.п. Я тоже вышел из себя. Стал кричать: "Это не твое дело! Я сам разберусь, как мне петь! Ты вообще должен только ручки на пульте крутить!" Слово за слово, до рук дело дошло. Тут я немного "остыл" - ведь мне же еще концерт предстояло играть. Но он никак не унимался. Тогда я предложил ему отойти куда-нибудь, чтобы хоть не при всех разбираться, и мы пошли за какие-то гаражи. Когда до них оставалось дойти метра два, он развернулся, ударил меня бутылкой по голове и убежал. Пока остальные ребята со мной "копались", он прошел за сцену и разнес в щепки мою бас-гитару... Однако, последний концерт я все-таки отыграл, позаимствовав гитару у басиста ШАХА. Пришлось "давать" этакого пирата, завязав голову платком, чтобы кровь не стекала на лицо..."
М.Светлов: "В 88-ом году катализатором распада группы были эти кишинёвские гастроли, потому что уж больно хорошо у Антона (Гарсии, лидера группы Shah – прим. ред.) получилась программа "Beware": всё так хорошо, всё так красиво, всё так технично. Толик, посмотрел на то, что делаем мы и то, что там…Получалось так, что он вроде как всем этим руководит, а с другой стороны, ему ещё и ответственность за это нести. Вот, наверное, он и решил попробовать снять с себя всю ответственность и просто поиграть как музыкант. Плюс то, что когда ему разбили бас-гитару и пробили голову, в последний день у нас было 2 концерта, он играл с перевязанной головой, с кровавой блямбой на повязке и на басу Андрюхи Гирныка "Зи-Зи-Топа". И вот так он плавно перетёк в группу Шах, а Обелиск самоликвидировался. Это совершенно никак не повлияло на наши с Толиком отношения - мы как вместе собирались и тусовались, так и продолжили. Тем более, я жил один в трёхкомнатной квартире, с финансами у меня всегда было нормально - на удивление я всегда находил, где их взять. И я организовал собственный коллектив Poltergeist."
А.Крупнов: "Я объявил каникулы, потому что мы действительно сильно подустали. Нас уже раздражал даже вид друг друга. Ну в самом деле: нос к носу совершенно разные люди мотаются по городам практически без перерыва. А если и не мотаются, то один черт, видятся на репетициях. Такого понятия как каникулы у нас до этого вообще не существовало. Мы как начали пахать в 1986, так и поехали. Без роздыху, без отпусков. Это была работа. И работа тяжелая. Сначала было полегче: мы раскручивались, раскручивались. А потом... Потом уже нельзя было свалить на то, что плохое настроение или рука болит. Тебе платят за это деньги - будь любезен их отрабатывать... Перерыв был необходим. И тогда я думал, что месяц-полтора - это как раз нормально. Отдохнем друг от друга... Ну а вышло вот как... Кроме того, гитаристам не нравилось то, что я писал в последнее время. Именно тогда начали проявляться зачатки музыки, которую можно услышать на "Стене" и последующих альбомах. А "Алексис" с "Ботаником" считали, что надо играть более "модно", более агрессивно... Вдобавок, у всех были свои амбиции. Если в 1986 году ОБЕЛИСК для публики был группой, в которой все равны, то в последствии это выглядело так: ЧО равно Толик Крупнов. И, наверное, "ревность" и честолюбие сыграли свою роль... А по поводу алкоголя... Я думаю, что не будь алкоголя - было бы что-нибудь другое. Алкоголь не был причиной, а скорее поводом..."
После роспуска Крупновым ОБЕЛИСКА, Светлов решил собрать свою группу, с помощью которой хотел (по словам Крупнова) "убрать по музыке и ЧО, и ШАХ, и ТА ( "Триумфальная Арка" - группа Алексиса после распада Обелиска) вместе взятых." Михаил объединился со звукооператором ШАХА Славой "Электронником" и с приятелем Гарсии и Сазонова по фамилиии Ермилов. Они "обозвали" свой проект ПОЛТЕРГЕЙСТ и, доукомплектовав состав, начали наруливать жесткий THRASH.
М.Светлов: "...Это было модно. Все хотели на Запад и в общем, мы умудрились съездить в Германию с концертом после Шаха с Толиком, после того, как они там записались. Потом, собственно, вернулись, посмотрев на всю красоту, что в Германии происходит, и потихонечку начали закрадываться мысли о том, что "а ну её нафиг вообще, эту страну!" Так у меня возникла мысль свалить отсюда, я потихонечку планомерно к этому шёл, получил вид на жительство, сдал военный билет, сдал все документы, договорился о продаже квартиры. Оставалось только купить билет и получить деньги за квартиру, подписать бумажки. Вся мебель была продана. А потом пришло осознание того, что происходит, и что без Родины хреново. И я был благодарен Богу, что он мне устроил такую вот репетицию. Было бы намного хуже, если бы я оказался вообще без Родины, без всего и без возможности вернуться. В итоге, я вернулся из Германии и никуда не поехал."
ПОЛТЕРГЕЙСТ обосновались недалеко от станции метро "Пролетарская" и занялся сочинительством собственного материала. Однако из затеи "убрать всех" так ничего и не вышло, и деятельность ПОЛТЕРГЕЙСТА ограничилась несколькими локальными концертами. А спустя некоторое время Михаил Светлов и сам покинул эту группу.
23 сентября 1990 года состоялась реанимация ЧО, и она прошла более чем успешно. Внутри коллектива царило состояние эйфории. Работа над новым материалом шла полным ходом. Но появились чисто музыкальные проблемы...
М.Светлов: "Толик позвал в первую очередь меня, но у меня уже появились планы по поводу сваливания, да и интересы уже немножко другие были. Не было вот этого: "Вау! Мы заново собрали Обелиск!" Ну, собрали и собрали, давай поиграем. Вообще, Чёрный Обелиск всегда отличался вот этим долгим запряганием, и пока все понимали, что это же круто, проходил какой-то промежуток времени. Всё начиналось вполне банально: собрались и собрались, сыграли первый концерт, у меня какое-то достаточно раздолбайское отношение было к этому делу…"
Крупнов: "Мы поняли, что Светлов "не тянет"... Дело в том, что я поднабрался чисто чесовой скорости в ШАХЕ, у "Алексиса" с этим всегда все в порядке было, а у "Ботаника" - нет... И еще: Мишкины соло-партии. Я уже привык к соло Гарсии (он очень профессионально играл), а соло Светлова по сравнению с Антоном - это любительщина... И мы решили взять другого гитариста..."
Таким образом, Михаил Светлов в 1990 году в третий раз был оставлен "за бортом" ЧО. Он вернулся к своей сольной карьере и больше вместе с Анатолием Крупновым на сцене он не появлялся. Окончательно их общение прервалось в 1993-94 году.
М.Светлов: "В итоге, все мы не очень хорошо расстались с Толиком и Сашей (Юрасовым) – и я, и Митяй, и Вова. То есть, все в какой-то определенный момент поругались с Юрасовым, но все по разным причинам. Точно также, кстати, обстояли дела, и когда писался альбом "86-88" Я знал, что будут писаться старые песни, и мог бы что-то записать, как участник тех событий и соавтор каких-то моментов, но Толик с Сашей решили иначе. И, наверное, запись "86-88" и стала тем моментом, когда мы с Крупновым вообще перестали общаться, потому что меня не позвали на запись. Не скажу, что я прямо-таки затаил злобу, но мне было не очень приятно. Также был момент, когда на каком-то концерте я должен был выйти на сцену и сыграть "Полночь" ( концерт "Пятница 13" 1992 года, прим. ред.). Я целый день там провел на саундчеке, потом ждал концерта, поднимаюсь к сцене - Митяй отдал мне гитару, и тут Толик говорит: "Не надо". Почему он так решил, что у него было в голове - не знаю. Ну, вот после этих двух моментов я понял, что с этим человеком я не хочу больше общаться. Но так как я не очень злопамятный, поэтому никаких гадостей я, естественно, не делал, а просто отошел - не звонил, не встречался, ничего… Где-то за день до его смерти мы случайно пересеклись в троллейбусе, постояли, поговорили. И все".
Всего в группе "Черный Обелиск" с Анатолием Крупновым Михаил Светлов сыграл:
- 1986г - три концерта.
- 1987-1988г - год и три месяца.
- 1990г - один концерт.
Цветы Зла (Концерт в ДК Горбунова 1988 год)
"ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК"/"ПОЛНОЧЬ"/1988г. Песня из музыкального фильма Рок вокруг Кремля (Rock Around the Kremlin), снятого французскими журналистами. Считается первым клипом группы.
Post Scriptum: М. Светлов: Если бы вопрос как назваться группе, вопрос о смене названия, встал сейчас, да и год, и два, и три назад, я бы ни разу не был за то, чтобы мы назвались "Чёрным Обелиском". Зная, сколько нам все это принесло отрицательного… Я повторюсь: мы благодарны Толику за то, что было тогда, но то, что есть сейчас, - это заслуга исключительно тех людей, которые сегодня играют в группе. И поэтому нас можно назвать как угодно – хоть "Борисенков и Сыновья"...
Официальное сообщество в интернете "Анатолий Крупнов. Я остаюсь!": https://vk.com/godkrupnova
Официальная страница на Yuotube музыканта Анатолия Крупнова: https://www.youtube.com/c/АнатолийКрупновЯОстаюсь