Найти тему
Америка глазами учителя

Понимание чужой точки зрения - залог успеха школьника в будущем.

Оглавление

Американским ученикам прививается ещё один сопутствующий навык на уроках истории выслушивать точку зрения другого человека без оскорблений и унижений (если, конечно, чужая точка зрения сама не сопровождается оскорблениями и унижениями).

Зачем раньше изучали историю?

Только на первый взгляд такой подход к преподаванию истории кажется глупостью по сравнению с навыком излагать мысли яснее письменно и устно, запоминать множество дат и имён, и, конечно, же знать и понимать историю (что легко сказать и очень трудно сделать).

В нашей школе расхожим стало следующее утверждение, которое многим из читателей может показаться уже знакомым:

Мы готовим учеников к профессиям, которые ещё не существуют.

Недавно прошло очередное собрание нашей кафедры социальных наук (social studies), на котором мы обсуждали будущее нашей профессии, прежде всего, преподавания истории старшеклассникам.

Умение пройти весь учебник за год уже не кажется актуальным. Умение выбрать один правильный вариант из четырёх на тесте тоже не впечатляет. Умение читать и, самое главное, понимать текст? Это уже ближе к педагогической сути, но всё равно не хватает для успеха школьника в будущем.

Фото автора.
Фото автора.

Зачем нужен предмет истории сейчас?

Сошлись же мои коллеги почти единодушно на одном: на умении понять, почему автор написал или сказал именно именно то, что он написал или сказал. Какова причина его слов и действий?

Например, почему Сталин запустил коллективизацию? Если мои ученики скажут, потому что он был кровавым тираном, убившим миллионы людей, то такой провальный ответ должен повлечь за собой обсуждение хотя бы необходимости прокормить миллионную массу рабочих (многие из которых были совсем недавно крестьянами-кормильцами) для стремительной индустриальной революции, без которой не осталось бы никакого советского государства, а только одна колония.

Причина эта может называться по-разному: точка зрения (point of view), предвзятость (bias), угол зрения (angle или perspective). Не поняв точку зрения автора, исторической фигуры, какой-то сплочённой группы людей, мы останемся с одними эмоциями:

Этот дурак, а тот умный. Этот герой, а тот деспот.
Фото автора.
Фото автора.

Подальше от эмоций

Эмоции культивировать куда проще и приятнее, но они, как коварные охотники, загоняют нас туда, где нас уже кто-то ждёт, а ждёт нас в загоне умственная смерть. Кстати, от раскрутки эмоций зависит успех пропаганды.

Сортировка текстов, авторов, явлений и так далее на плохие и хорошие в конечном итоге не оставит нам никакого выбора, кроме выбора из наших же собственных мыслей, бегающих по замкнутому и сужающемуся кругу. И так до самого тупика, в котором мы одни умные, а все остальные дураки.

Проще всего это продемонстрировать на алгоритме Ютуба, который подбирает для нас только те ролики, которые созвучны с только что просмотренными. Система распознавания наших пристрастий и предвзятости совершенствуется изо дня в день и мастерски пичкает нас только тем, что мы в последнее время сами выбрали. Существует опасность, что наш мозг начнёт работать по такому же алгоритму.

Что-то не совпадающее с нашими предпочтениями отметается как вражеское, хотя, может быть, оно и было бы для нас полезным. Включаются эмоции, которые с эволюционной точки зрения сослужили нам огромную службу, но для того, чтобы двинуться вперёд к дальнейшему развитию стоит уже прислушиваться ко мнению других и понимать их логику, когда начинается настоящее критическое мышление.

Помните "Собачье сердце" с разговором профессора Преображенского Шариковым? Вот всего несколько секунд упрощённого критического мышления.

Одно решение для всех проблем?

Вы только представьте себе на минутку, если каждая проблема будет иметь, как у Шарикова, всего лишь одно решение. Не множество творческих подходов, одно другого интереснее и рациональнее, а одно. Тут новый каменный век не за горами, когда все снова будут долбить одинаковым булыжником по одной и той же проблеме.

Фото автора.
Фото автора.

Будущее наших детей глазами учителей истории

Если мы сейчас понятия не имеем, какие профессии будут существовать для наших детей лет через десять, на одно мы всё равно можем смело сделать крупную ставку, на умение наших детей понять точку зрения другого человека со всеми её преимуществами, недостатками и перспективами.

Право принять чужую точку зрения или остаться при своей, естественно, остаётся за нами, но в процессе вежливого и внимательного изучения опыта других людей мы обогащаем свой собственный мир и учимся творчески решать те проблемы будущего, о которых мы сейчас и понятия не имеем.

Если лет двадцать назад будущее человечества ещё казалось размытым, то сейчас оно оставляет место творцам с богатым инструментарием для решения проблем и всем остальным людям, уподобившимся программе типа YouTube. Одни выступят творцами, а другие массой, требующей предельной ясности позиции авторов: за красных они или за белых. И чтобы никаких полутонов и нюансов.

Хорошо бы, конечно, всех сделать творцами, о чём мы мечтали в Советском Союзе и чего многие из наших советских бабушек и дедушек даже добились, но то время светлого будущего ради всех ушло безвозвратно. Теперь мы сами несём ответ за выбор нашего будущего и будущего наших детей, и во многом оно зависит от нашего умения понять точку зрения другого человека. Для нашей же пользы.

"Почему Европа?" Джека Голдстоуна. Маленькая книжка, но с огромным упором на то, что стремительный взлёт Западной Европы с 1500 по 1850 годы объяснялся большим разнообразием в политической, экономической, социальной и других сферах жизни людей, которые решали свои проблемы по-разному и имели возможность выбирать наилучший подход из их богатого инструментария.
"Почему Европа?" Джека Голдстоуна. Маленькая книжка, но с огромным упором на то, что стремительный взлёт Западной Европы с 1500 по 1850 годы объяснялся большим разнообразием в политической, экономической, социальной и других сферах жизни людей, которые решали свои проблемы по-разному и имели возможность выбирать наилучший подход из их богатого инструментария.

Спасибо, что дочитали до конца. До новых встреч!

Если вам понравилась эта статья, вас может заинтересовать статья о цифровом слабоумии, от которого оберегают своих детей такие люди, как Стив Джобс и Билл Гейтс.

Ещё одно философское размышление и профессиях будущего

Вкалывают роботы, а не человек. Ещё одно будущее, но описанное до начала пандемии.