Главнокомандующий турецкой армии, который получил на востоке большой барыш, то есть большую взятку, за то, чтобы заключить этот договор и выпустить из окружения русскую армию.
А так, как значительная часть этой взятки состояла из украшений Екатерины отсюда и орден Екатерины. Один из орденов Российской империи, как раз вот орден Екатерины, связанный с этим случаем взятки турецкому главнокомандующему.
Скажем, что не стал он был казнён султаном. Потому что, там реально большие выгоды можно получить для турок.
Для нас это кончилось тем, что мы отдали назад Азов. Ну опять же, как и выгода этого получения, на мой взгляд, были минимальны.
Я не считаю, это очень большой потерей драгоценностей Екатерины. Я думаю, что она их потом компенсировала с лихвой. В этой ситуации понятно, что одиннадцатый год, этакая пауза, нет активных наших действий в ходе войны с со шведами.
Дело в том, что народы прикаспия периодически освобождались от иранского владычества. И идя навстречу их просьбам, в общем-то говоря, обретая выход ещё к Каспийскому морю. В 1722 году Россия совершает два, так называемых каспийских похода.
Первый поход оказался совершенно неудачным и продвижение в глубь на Закавказье. Остановило только одно на территории Закавказья.
Вторглись турецкие войска, которые просто опустошили территории Закавказья. И мы стояли тогда накануне войны с Турцией.
Что в общем-то, нам была не по карману. В 1724 году был подписан Константинопольский договор с турками, согласно которому, турки признавали за нами все провинции каспийские, которые мы отняли у Ирана.
А мы соответственно за ними признавали сферы влияния на Закавказье. За которые нам потом придётся воевать в 19 веке с турками. И еще ни одну войну вести, но тем не менее, вот жизнь повернулась так. Что в 1735 году пришлось оставить Прикаспийский, и все провинции отдать.
Мы возвращаем Иран, те провинции, которые завоевали в ходе походов 1722-1723 годов. Совершён поход, потрачены силы, люди, средства.
В результате опять, внешнеполитическая линия Петра Первого привела к тому, что тогда только немного вылечилась Великая держава, после всех наполеоновских войн.
Появляются послы между великими державами и даже статус будет дипломатический другой. Но в любом случае мы понимаем, что в результате вот этих войн, в результате дипломатии Петра, Россия становится, скажем так, великой Европейской державой. Она входит в концерн большой политики, с ней начинают считаться.
Дело в том, что кроме нас в эту войну оказались еще втянуты опять же, Австрия, Польша как союзники.
И в результате они за нашей спиной передоговорились с турками и нам пришлось остановиться, не переходя Дунай и заключать с турками мирный договор, Белградский мирный договор.
По которому мы вернули назад Азов с прилегающей территории, ещё часть территории. В это же время начинается война со Швецией. Швеция не может нам простить результаты Ништадтского мирного договора, и опять же подталкивая Великобританию обещаниями помощи.
Швеция втягивает нас войну 1741-1745 годов. Война шведам не приносит ничего, кроме небольшой территориальный части Южной Финляндии до реки Кремень. То есть война, так скажем менее блистательная, позиционная. Скорее всего, ничем не вошедшая в историю великих войн.
Но взять Берлин сходу не удалось, он был в достаточной степени защищен, но после того, когда подошли основные части корпуса Чернышова, в этой войне воевали вместе с австрийцами.
Руководство города Фридриха Второго, там не было. Приняли решение о том, что город оставить. Это была русская победа, дипломатическая тарификация, приобретения неплохие были.
Помимо того что мы захватили казну Фридриха Второго, она попала в наши руки. Помимо этого, ещё мы наложили контрибуцию на город, полтора миллиона. То есть, финансово очень выгодно.
Но тут вмешивается его величество случай. Умирает Елизавета Петровна, на престол входит большой поклонник Пруссии. Который сводит на нет все успехи русской дипломатии, русского оружия. Мы возвращаем все назад, без всяких условий.
Подобная политика в отношении Пруссии стало одним сплошным недоразумением, Петр Третий, что привело его смещение. Таким образом, мы видим, что на протяжении всего времени, начиная с начала века до Екатерины Второй, Россия ведет активную внешнюю политику на двух направлениях. На Южном и на Северо-западном.
В это время Россия активно использует такой инструмент как различные союзы и коалиция. Это османская лига, это и Северный Союз, это и антифранцузская коалиция.
То есть Россия учиться большой политики в большой блоковой политики. Россия начинает расширяться не только в тех направлениях, которые были заложены традиционно.
То есть как говорится, это шведское направление. Ну и делает первые шаги в других регионах, пример чему присоединение, добровольное вхождение в состав. Можно ли считать российскую политику внешнюю, периода восемнадцатого века, успешной? В сухом остатке, я думаю да.