Римская империя в свое время простиралась от северной Англии до Нубии, от Атлантики до Месопотамии. Римские завоевания объединили эту обширную и разнообразную территорию, и римская администрация объединила ее экономически и социально. Римские монеты распространялись повсюду, и в каждой провинции были города украшенные статуями императора и зданиями, такими как бани, соборы и амфитеатры. Это воплощало римские культурные и архитектурные нормы. Тем не менее, каждый регион имел свою историю, свою местную культуру и свои отношения с Римом.
Искусство демонстрирует как масштабы, так и пределы римского влияния, поскольку распространение материалов, методов, предметов и форм искусства создавало определенное культурное единство. В каждом месте сохранение местных обычаев обеспечивало выживание культурного разнообразия.
Галлия, большой регион, который примерно соответствует современной Франции, дает репрезентативную картину взаимодействия между Римом и неримской традиции в изобразительном искусстве. До прихода римлян, металлургия была высокоразвитым ремеслом среди кельтов, чьи ремесленники преуспели в обогащении металлических предметов ярким абстрактным орнаментом. Они редко представляли человеческую форму, но когда они это делали, то создавали очень стилизованные фигуры, совершенно чуждые классическим идеалам.
После прибытия римлян галльские ремесленники продолжали обрабатывать металл сложными способами, но их продукция изменилась, чтобы удовлетворить потребности общества, поскольку он принял римские манеры. Цеха в Галлии превратились в производство сосудов и посуды, подходящих для питания.
Широко экспортировались другие виды работ, такие как шестигранные коробки, украшенные эмалью и тонкая рельефная керамика, известная как terra sigillata. В дополнение к производству произведений искусства жители Галлии также импортировали предметы, опыт и стилистические предпочтения из столицы. Города провинции были, таким образом, оснащены монументальными скульптурами и зданиями римского типа, а окрестности этих городов обслуживались по дорогам и акведукам.
Области северной Африки также переняли городское развитие по Римскому обычаю. Город Тимгад (современный Алжир), основанный Траяном в 100 г. н.э., использовал жестко упорядоченный план сетки, общий для колониальных поселений по всей империи.
Некоторые из наиболее хорошо сохранившихся примеров римских общественных зданий, в том числе театр, Амфитеатр, храм и рынок, все еще можно найти в Лептис-Магна (в современной Ливии), месте рождения римского императора Септимий Северус.
Романизация шла рука об руку с экономическим процветанием. Поставки в Северную Африку пшеницы, масел и вина, а также продуктивность сельского хозяйства, несомненно, способствовали распространению в Средиземноморье красной глиняной посуды, которую производят тунисские мастера.
Со временем североафриканские провинции с их колоритом становились все более Римскими. Они порождали интеллектуальных деятелей, погруженных в изучение римского языка, таких как романист Апулей Мадаурский (около 170 г. н.э.) и Святой Августин Гиппопотамский (354–430 гг. н.э.). Их общественные и частные владения были украшены маркерами Римского процветания. Дворы и сады, скульптуры, особенно, элегантные и оригинальные мозаики - все это формы искусства, в которых североафриканские художники проявили особый талант.
Художественные творения Римских провинций представляют собой смесь местных и имперских традиций. Художники продолжали использовать свои родные языки, хотя официальные дела велись на латыни или греческом языке. Местные религии сохранялись, хотя повсюду приносились жертвы императору и богам римского пантеона. Визуальная культура также отражала гибридный характер провинциальной цивилизации. Изображения в римском стиле широко распространялись, однако ремесленники в провинциях сохраняли свои собственные традиции, перенимая римские методы и вкусы так, как им было удобно.
Римское правление облегчало торговлю между разрозненными регионами, и это оказало глубокое влияние на искусство в провинциях. Циркуляция мрамора и минералов, подходящих для того, чтобы пигменты связывали разные регионы со столицей, делала возможным разноцветное богатство многих римских архитектур.
Например, различные виды камня, используемые в Пантеоне, включают желтый мрамор (giallo antico) из Туниса, драматический мрамор (pavonazzetto) из Малой Азии, зеленый мрамор из частей Греции, крапчатые граниты и темно-красные порфиры из Египта.
И, наконец, армия принесла много римских обычаев в отдаленные места, так как новобранцы часто с рождения были погружены в римскую культуру, даже если они родом из провинций. В результате раскопок военных сооружений в провинциях были найдены изделия из стекла и небольшие скульптуры стандартного римского стиля, которые прекрасно сохранились до наших дней и превосходно демонстрируют все великолепие римской культуры.