Найти тему

Как вырастить из ребенка успешного взрослого: Кругозор. Часть I

Летом на отдыхе рядом с дорогой в поле я увидела заросли цветущего кактуса. Неприлично упитанный зеленый глянцевый куст с длинными шипами и яркими алыми цветами. В тот момент сразу в памяти возникла картинка наших домашних маленьких скромных кактусов в горшках на подоконниках. Таких слегка запыленных на грязноватых тарелочках с засохшей каемкой от протекающей воды.

Сразу стало обидно за домашние кактусы. Конечно, думалось мне в южной стране и солнце ярче, и греет сильнее, и влажность выше, да и почва плодороднее. Краски жизни иные. Вот и кактусы растут "огого" какие. Наш уральский климат холодный, солнышко светит мало, моря, к сожалению, рядом нет.

-2

Вот такая странная аналогия у меня в голове пронеслась между людьми с широким кругозором, наполненным "свежим морским влажным воздухом" и пригретым "ярким палящим солнцем", позволяющем расти и цвести вволю, и людьми, которые каждый день смотрят только на унылую серую картинку за окном.

Кругозор - это ценнейший незаменимый ресурс, который в обязательном порядке мы с мужем с рождения стали развивать в детях. Ну а чтобы не быть голословной сразу расскажу интереснейшую информацию, которую прочитала на hr-portal.ru и привожу далее тут. «Есть такая книга «The Formula: Unlocking the Secrets to Raising Highly Successful Children» (дословный перевод - формула: раскрытие секретов воспитания высоко успешных детей), ее автор профессор Гарварда Рональд Фергюсон. Он сам себе поставил вопрос, что делали родители, чтобы сформировать его самых талантливых студентов. Фергюсон провел исследование и определил, что есть некие !8 родительских ролей!, которые составляют формулу успешного воспитания.

-3

! Первая, роль раннего партнера по обучению – это САМАЯ ВАЖНАЯ роль, утверждает Фергюсон. Профессор связывает ее с «ранним эффектом следования», в рамках которого ребенок позитивно отвечает на заинтересованность учителя, которую они уже могут прочитать».

Это значит для меня, что раннее обучение – ДА, во многом повлияет в будущем на становление личности ребенка. Его уровень образования, социализацию, работу, стремления, саморазвитие и иные наиважнейшие моменты в жизни. (Этим вопросом я закончила последний пост)

С того момента я укрепилась в мысли необходимости раннего развития и обучения наших детей. При этом, как следует из выводов Фергюсона, родители во многом должны играть роль учителя для ребенка. Быть интересными эмоциональными и нескучными учителями, вовлекать ребенка в мир знаний, получать обратную связь, чтобы ребенок проявлял участие и хотел далее получать информацию.

-4

Процесс обучения и раннего развития очень массивен и многогранен. В этой статье начну развивать тему "кругозор".

Итак, детский кругозор - начало. Первое, что сделали - купили огромные карты Мира. Они содержали названия всех стран, морей, океанов, картинки национальных костюмов, главных архитектурных сооружений и прочие особенности. Карты выбирали яркие, красочные и притягательные для детского взгляда.

Повесили их на стены над детскими кроватями, чтобы каждый вечер, когда сын и дочка засыпали, эта картинка Мира оставалась перед глазами. Был период, когда на ночь с детьми рассматривали выборочно одну пограничную с Россией страну. Обсуждали ее название, размер, цвет на карте, а потом пошли по другим непограничным с РФ странам. Комментировали необычные для русских наряды той или иной нации, основной род деятельность. Скажем, сельское хозяйство, туризм, ловля рыбы.

Когда дети потихоньку осваивали азбуку и учились читать практиковались на ночь сразу и в чтении названий, и понимании того, что Мир огромен, интересен, многогранен. Разбирали факт, что есть суша и водная часть. Так, дочка в 7 лет уже четко знает сколько континентов, океанов, помнит некоторые моря и реки. По морям, рекам и озерам выбрали только самые запоминающиеся названия. Считаю, что вовсе необязательно учить и помнить все названия, главное - это понимание устройства Мира, как такового, тот самый кругозор. Сын знает меньше, но пазл тоже сложен в общую картинку.

К этому процессу познания гармоничным дополнением стали детские любимые мультики. У дочки в 5,5 - 6 лет одним из приоритетных мультиков был о Леди Баг. Там все действия происходят в Париже. Дочка после нескольких просмотров заинтересовалась, а где же это, что за город? Какая страна, как называется, где расположен Париж? Мы всю информацию посмотрели на карте и ей захотелось побывать во Франции.

Еще отличным закреплением представлений об устройстве Мира стали игры-проходилки. Раскладывается игровое поле в виде карты Мира, а там проложены игровые дорожки. Играющие по очереди бросают кубик и идут по клеткам фишками. По ходу игры удается побывать по порядку на всех континентах, еще раз посмотреть животных, обитающих в той или иной части планеты.

Посмотреть на образы людей, что проживают в разных частях Земли, моря, реки, океаны. Дети были счастливы, играя в эту настолку. Во-первых, это мероприятие, которое объединяет и задействует всех членов семьи. Во-вторых, это азарт. Кто выиграет, кто первый дойдет. Ну а в-третьих, через игру дети снова и снова повторяют учебный материал.

В магазине я видела аналогичную игру, но только игровое поле было в виде пазла. Тогда не купила, а сейчас жалею, так как можно изначально собрать эту карту Мира с детьми, а при собирании снова и снова обсуждать интересные моменты.

Помимо совместных игр в проходилки был опыт игры с парными карточками. Как правило, у карточных игр есть тематики: животные, города, книги, сказки, птиц, страны, цифры, буквы и т.д. Мы выбрали вариант с особенными животными. Отличная, увлекающая и развивающая кругозор игра. Раскладываешь карточки рубашкой вверх, по очереди каждый участник переворачивает любые две карточки на столе. Если картинки совпали, то карточки забираешь себе и читаешь вслух про конкретное животное.

В этой статье я начала разговор о важности и критичности развития детского кругозора и раннего обучения, приведя в пример исследовательскую работу профессора Гарварда.

Описала начальный этап в раскрытии темы – формирование у детей общей базовой картины об устройстве Мира, как таковой, по средствам детских красочных карт и маленьких коротких, но ежедневных занятий с родителями, мультиков и совместных семейных игр.

В следующей статье продолжу разговор на эту тему, расскажу не только о теоретических, но и практических методах.

До встречи через неделю)

Не переключайтесь.