Правительство России согласовало и внесет в Госдуму законопроект о льготах по аренде для книжных магазинов, размещенных в учреждениях культуры (библиотеках, театрах или музеях). По мнению Минкультуры, которое готовило законопроекта, в таких учреждениях достаточно свободных площадей, которые могли бы занять книготорговцы.
О согласовании документа сообщил глава Минкультуры Владимир Мединский. Объясняя актуальность предложения, он назвал ситуацию с распространением книг в стране «практически трагичной». Поэтому возглавляемое им министерство предложило наделить региональные и федеральные власти правом определять льготный тариф. Льготы будут доступны только магазинам, которые продают исключительно книги без сопутствующих товаров, например, канцелярии.
Мединский высказал мнение, что льготная ставка аренды может начинаться вообще от 1 рубля. Это позволит стране вернуть книжные магазины и снизить цены на книги. По словам министра, в России в настоящий момент больше 1000 книжных магазинов. Однако это совершенно ничтожная цифра по сравнению с советскими временами. Тогда в России (РСФСР) книжных магазинов было в 7 раз больше.
По словам министра, даже в Москве, где сохранилась самая большая сеть государственных книжных магазинов в России, их в 2-3 раза меньше на 100 тыс. жителей, чем в Париже, Мадриде и Риме и в 10 раз меньше, чем в Мельбурне. Катастрофа произошла потому, что российские книжные магазины были признаны субъектами рынка и их вопреки международной практике лишили всяческих льгот.
"Они конкурируют на рынке аренды с алкомаркетами, сетевыми продуктовыми магазинами и автосалонами. И конечно в таких условиях никаких шансов выжить у них нет. Никаких государственных и муниципальных льгот, как во всех европейских столицах у них нет. Следствием этого является и высокая стоимость книг, она приблизилась к европейской", - отметил Мединский.
Насколько эластичен спрос?
В августе 2018 года Евгения Рыкалова, директор по стратегическому маркетингу издательского дома «ЭКСМО», написала в «Снобе», по мнению SULARU, увлекательную статью «Самая (не)читающая страна в мире».
И, надо отдать ей должное, г-жа Рыкалова смотрела на проблему значительно шире Минкультуры, которое прямолинейно видит решение вопроса в низких арендных ставках. Мы позволим себе, да простит нас автор, очень сильно изменить стройное изложение статьи и даже немного подкорректировать авторский текст, чтобы показать другие аспекты «практически трагичной» ситуации.
«Мысли и мечты о том, как продавать миллионные тиражи, посещают меня давно, на всех международных выставках. Третий год в Нью-Йорке на выставке BookExpo я поражаюсь американским тиражам. Когда очередной руководитель очередного американского издательства говорит об очередной книжной новинке словами «ну да, тут были неплохие продажи - около 2 млн за три месяца», я тихо собираю челюсть и остатки профессиональной гордости по полу конференц-зала. Не отличные, а неплохие», - пишет представитель издательского дома.
По словам отраслевого профессионала, российские успешные тиражи – это 10 000 копий, а если продажи достигли 100 000 копий, то они «порвали книжный рынок». С художественной литературой дела совсем немного получше, но «миллионников» нет нигде, Исследуя этот вопрос, можно долго рассуждать про рынок, про дороговизну книг в России. Но к проблеме можно подойти иначе, и никакой маркетолог, издатель, торговец или даже Министерство культуры самостоятельно и в одиночку её не решит.
«Помните школьную программу по литературе? Начнем с того, что в России эта самая «программа» просто есть. С советского времени нам досталась не только программа, но и всевозможные списки чтения на лето. Чтение для нас – это труд. Книги в списках – сложные интеллектуальные произведения. А сочинения с переосмыслением прочитанного забивают последний гвоздь в крышку гроба, где покоится любовь к чтению. Россиянин знает: читать = трудиться, нужно понимать, что именно ты прочитал. Россия, безусловно, самая читающая страна в мире, но исключительно в контексте «снобского» чтения», - продолжает г-жа Рыкалова.
В результате в различных социологических опросах Россия стабильно попадает в десятку самых читающих стран, не признаваясь в отсутствии любви к чтению. Но при этом среднестатистический американец читает 12 книг в год, а россиянин – 3. Более того, в США очень хорошо "идут" толстые книги. Роман в 800 страниц - норма.
Здесь SULARU предложит читателю не задумываться о параллельной теме - о чтении электронных книг. Мы говорим сейчас в контексте печатных изданий только по той причине, что в США доля продаж электронных книг достигла 25% и после этого начала падать. Люди пока не готовы отказаться от красивой бумажной книги в руках. Вряд ли Россия станет исключением. Поэтому предложение Минкультуры об увеличении числа книжных магазинов в целом актуально и даже перспективно.
"В Европе или Америке многомиллионные тиражи имеют исключительно жанровые книги. Легкие вещи дарят эмоции, чувство эскапизма (ухода от реальности). Понятный способ досуга. Читатель советует друзьям жанровые книги, как он советует новый сериал или фильм. Время менять не книги, а отношение к ним в системе образования. Все проблемы из детства», - подытоживает г-жа Рыкалова.
Таким образом, главный вопрос, который ставит Евгения Рыкалова звучит с экономической точки зрения так: «Достаточно ли простимулировать предложение (доступность книг в плане количества магазинов и низких цен), чтобы кратно поднять спрос на них? То есть насколько эластичным является реальный спрос на чтение?».
Да, вполне возможно, что г-жа Рыкалова заблуждается относительно истинных причин малой любви к чтению. Также возможно, что пиратские ресурсы электронных книг полностью покрывают запрос на чтение. Но разве тиражи в 10 тыс. книг не заставляют пугаться за будущее нашей страны?
Все проблемы из детства?
На днях SULARU обсуждало один важный для нас вопрос с педагогом на пенсии. Он звучал более узко, но тоже относится в теме обучения детей в плане «проблем из детства». Мы говорили об адекватности преподавания на примере задания для семиклассника. Оно было сформулировано следующим образом.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Прочитать § "Производственная деятельность человека"
На отдельном листе (листах) написать эссе на тему "Как я понимаю высказывание об экономике"
ПРИМЕРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:
- Карл Маркс. Капитал — это мертвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живет тем полнее, чем больше живого труда он поглощает.
- Томас Фуллер. Деньги рождают деньги.
- Генри Форд. Деньги как ноги – они отнимаются у того, кто ими не пользуется.
- Дэвид Юм. Доход должен быть пропорционален вложенным средствам и риску.
Если коротко, то полноценный ответ на задание (а не отговорка про доход от инвестиций) заслуживает, пожалуй, отдельной кандидатской диссертации, так как требует глубокого знания истории экономической мысли. А чтобы понять историю экономической мысли, как писал любимый нами Марк Блауг, требуется в совершенстве владеть экономической теорией и быть готовым к абсолютистским и релятивистским оценкам на базе осмысленных знаний.
Что-то в этом роде мы и поведали заслуженному учителю. Наш мудрый собеседник заметил, что на днях мэр Москвы Сергей Собянин рассказал в интервью телеканалу «Россия 1», что заработная плата столичных педагогов перевалила за 110 тысяч рублей. Затем было добавлено:
«Не ищите сложных причин. Они боятся потерять хорошо оплачиваемую работу и сложными вопросами ученикам пытаются показать, что сами якобы являются шибко грамотными. Даже не думайте, что они действительно разбираются в теме. Надёргать цитаты из интернета - не велика наука».
Заключение
Сергей Рудницкий, эксперт, совместно с которым SULARU писало статью «Цена нефти: регулирующая роль США и сила конкурентов», как-то упомянул, что любит перечитывать классические произведения. При этом его всегда интересовал вопрос: «А как я это понимал в школе, ведь здесь столько нюансов?».
Это возвращает нас к предложению Минкультуры о льготах по аренде для книжных магазинов. Это очевидно не самое плохое предложение. Стимулировать доступность книг нужно. Но ведь здесь столько нюансов, включая возможный взаимовыгодный эффект для учреждений культуры (доход от аренды и поток посетителей). Тогда почему Минкультуры как школьник на них не обращает внимание? Или повторяется история с Ростуризмом?