Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

Таллинский экскаваторный завод: история и современность

===

Экскаватор ЭТЦ-202 в Эстонском сельскохозяйственном музее
Экскаватор ЭТЦ-202 в Эстонском сельскохозяйственном музее

===

Воскресная История

75 лет назад – в октябре 1944 года, началась история завода в столице Эстонии – городе Таллин, который стал одним из крупнейших в Советском Союзе производителей специальной техники.

Тогда, согласно Постановлению СНК СССР, в Таллине началось строительство ремонтного завода, который должен был производить капитальный ремонт тракторов и двигателей.

В 1947 году Таллинский мотороремонтный завод начал выпускать запасные части для двигателей, а спустя четыре года на заводе был организовано восстановительное производство автомобилей, тракторов и комбайнов.

===

Сборка экскаватора ЭТН-171 на Таллинском заводе
Сборка экскаватора ЭТН-171 на Таллинском заводе

===

После слияния с Таллинским авторемонтным заводом в 1956 году, на базе двух заводов было создано новое промышленное предприятие – Таллинский экскаваторный завод.

В Таллин было передано производство колёсных одноковшовых экскаваторов ЭТН-122 и гусеничных многоковшовых экскаваторов ЭТН-142, разработанных на Киевском заводе «Красный экскаватор».

===

Модернизированный колёсный экскаватор на базе трактора МТЗ-5, получивший индекс ЭТН-123, начали выпускать в 1959 году, а на базе гусеничного ЭТН-142 в Таллине был разработан экскаватор ЭТН-171, производство которого началось в 1960 году.

Экскаватор ЭТН-123 на выставке ВДНХ, 1960 год
Экскаватор ЭТН-123 на выставке ВДНХ, 1960 год

===

В 1960-е годы в Эстонии было создано Производственное объединение, в состав которого вошли два механических завода и Пайдеский машиностроительный завод. Объединённое предприятие стало называться ПО «Таллинский экскаваторный завод имени 50-летия СССР».

Модернизированный колёсный одноковшовый экскаватор стал оснащаться кабиной и получил индекс ЭТН-124, а в 1964 году на заводе началось производство траншейного цепного экскаватора ЭТЦ-161 на базе колёсного трактора МТЗ-50.

Кроме того, на заводах объединения выпускались гусеничные погрузчики-бульдозеры Д-442 (на базе трактора ДТ-54) и специальные машины – автогрейдеры.

===

Новые траншейные экскаваторы ЭТЦ-202 Таллинского завода, 1967 год
Новые траншейные экскаваторы ЭТЦ-202 Таллинского завода, 1967 год

===

В 1967 году Таллинский экскаваторный завод приступил к серийному производству гусеничного траншейного цепного экскаватора ЭТЦ-202 и его модификаций, выпуск которых продолжался до начала 1990-х годов.

На базе нового колёсного трактора МТЗ-82, в 1975 году завод в городе Мыйзакюла начал выпускать траншейный цепной экскаватор ЭТЦ-165.

В начале 1980-х годов в Таллине началось производство мощного траншейного цепного экскаватора ЭТЦ-208, разработанного на базе гусеничного трактора ЧТЗ Т-130МГ.

Экскаватор ЭТЦ-208
Экскаватор ЭТЦ-208

===

Всего до начала так называемой «Перестройки» в СССР, которая началась в 1985 году, Таллинским экскаваторным заводом было выпущено более 40 тысяч специальных землеройных машин.

===

В начале 1990-х годов «Таллэкс» был приватизирован и разделён между множеством собственников, что не пошло ему на пользу.

В итоге, огромный машиностроительный завод практически прекратил своё существование как производитель экскаваторов (за исключением небольшого производства в Мыйзакюла, которое продолжало выпускать колёсные экскаваторы).

Колёсный экскаватор производства завода в Мыйзакюла
Колёсный экскаватор производства завода в Мыйзакюла

===

Про единственный экскаваторный завод в Белоруссии вы можете прочитать в статье: «Кохановцы»: как в Белоруссии производят современные экскаваторы

Спасибо за внимание.