Начало статьи о замечательном актере можно прочитать тут
Михаил Жаров - любимец зрителей. Часть 1
К великому сожалению, новый образ по пьесе Чехова вольнодумца — преподавателя Коваленко в "Человеке в футляре"- не задался у актера.
Не доставила удовлетворения и съемка в картине "Ошибка инженера Кочина", где он работал над образом Ларцева.
Артист с глубокой симпатией изобразил волю и ум, смелость, целеустремленность, советского разведчика, но банальный литературный материал, вялая режиссура сделали образ схематичным, ординарным,
Зато последующая картина актера заставила полностью позабыть поражения, пересуды, неудовлетворенность.
Картина открыла как значительно и редкостно дарование актера Жарова. Эта роль — дьяка Гаврило в "Богдане Хмельницком", Игоря Савченко. Этот образ пришел в фильм из шутейских народных сказок о попе и шинкаре, о расстригах солдатах и монахах войнах. Бесшабашных, пьяных, находчивых и отважных.
Сочетая черты подлинной высокой героики с чертами комедийными, фарсовыми, балаганными.
Артист заставляет зрителя сразу с первого же взгляда влюбиться в огромного и доброго лукавого, простодушного Гаврило.
И чем больше пьянствует и озорничает дьяк, тем тоньше и отчетливее показывает артист, благородство его души, силу и неподкупность и пламенный патриотизм.
Сцена, в которой дьяка пытают враги полна дерзости и силы. Сцена боя в замке эпичная, монументальная. Сцена, в которой Гаврило умирает, выпив яд, предназначенный для Хмельницкого звучит как высокая трагедия.
Сочетание героизма, юмора, трагедии, лирики, иронии, характеризует и большую часть ролей, сыгранных Михаилом Ивановичем в суровые годы ВОВ.
Герой гражданской войны донской казак Перчихин в "Обороне Царицына" братьев Васильевых,
герой Великой Отечественной войны и воинфельдшер Глоба в фильме Симонова -Пудовкина "Во имя Родины",
старик партизан Русов в "Секретаре райкома" Пырьева — все эти образы отмечены обликом настоящей народности.
В них настоящая русская широта и смелость, героическое умение спокойно и просто пожертвовать жизнью во имя своей семьи, родины и независимости.
Как у каждого много работающего актера были у Жарова и менее удачные роли. Например, летчик в "Воздушном извозчике". Артист в "Артистке", завмаг Еропкин в Близнецах.
Но, к счастью, рядом с неудачами и полу удачами у Жарова всегда были роли, в которых по полной расскрывался его мастерство и талант, в которых появлялись неизвестные ранее, нежданные свойства великого профессионализма актера.
В кинокартине Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" Михаил исполнил Малюту Скуратова. "Пес государев", этот "ярлык" был взят за основу трактовки человеческого облика Скуратова. Пес свирепый, страшный для врагов, ласковый и покорный, беззаветно преданный своему господину.
Звериную гибкость и силу показал артист и во внешнем облике Малюты: мягкие неслышные шаги и плечи ссутуленные, но готовые распрямиться в прыжке, взгляд быстрый, внимательный, острый из-под густых нахлобученных бровей, голос хриплый, урчащий.
Страшен, грозен Скуратов и когда медленно приближается к жертве со злобной, издевкой, в прищуренных беспощадных глазах, и когда, хрякая, как мясник рубит головы непокорным боярам, и когда словно тень возникает в темных углах дворца, подслушивая, подглядывая, познавая тайны заговора и когда съежившись унижено подползает, что лобызать руку царя.
Трудно узнать в жутком Малюте Жарова ранних ролей. Где же очарование, шарм, жизнерадостность? Совсем другие, мрачные, жуткие черты. И сила образа Скуратова совсем не в нагнетании черт жестокости и коварства.
Актер, сочетает эти качества в беззаветной храбрости с искренней уверенностью в правоте совершенных деяний.
Работа с таким гением как Эйзенштейн над большой и сложной ролью не сказано пополнило новыми знаниями и умениями Михаила Ивановича.
И даже небольшая сотворческая встреча с великим режиссерским талантом дает актеру реальное признание зрителем, так было с Жаровым в работе над эпизодической ролью исправника Хренова в фильме "Мичурин" А. Довженко.
Казалось бы, Хренов, веселый и добродушный человек, но актер, тонко показал в его характере тлетворное равнодушие, ленивость, вульгарность мысли, то есть те свойства российской провинции, которые душили великий талант дерзкого преобразователя природы.
Какой бы образ не играл актер — негативный или благоприятный, главную роль или маленькую, неприметную, Жаров постоянно естественен, независим, органичен.
В любой роли вы определите артиста, да это же Михаил Жаров. Вы готовы смеяться, вы радуетесь, особенно если уловите своим ухом неповторимую и до боли узнаваемую жаровскую манеру выражаться, заметите такой привычный — легкий, точный, казалось не зримый, но только ему присущий жест.
В одно время Жаров снова увлекся театром, он меньше снимается в кино.Галерея образов созданных на сцене малого театра весьма велика и разнообразна. Один из театральных образов — опустошённый, циничный, сознательно растлевающий молодежь брат Вассы Железновой - Храпов запечатлён и на кинопленке и в фильме-спектакле.
Фильмы в которых снимается Жаров, всегда интересны хотя бы тем, что в них снимается великолепный актер Михаил Жаров.