Портрет семейной пары Арнольфини был представлен в 1434 году во Фландрии в городе Брюгге. Написал ее очень известный в то время Ян Ван Эйк.
Он был придворным живописцем местного герцога и даже был его послом, ездил в Испанию и Португалию. Существует много мнений насчет того, кто же эти люди, изображенные на этом шедевре. На данный момент считается, что на этой картине показаны Джованни Арнольфини со своей первой супругой, истинное имя которой до наших времен никто не знает. Джованни был торговцем из Италии , "понаехавшим" в Брюгге. Страна стремительно увеличивала доходы, развивались торговля и ремесла, Фландрия вела торговлю даже с Новгородом. В общем деньги ребята лопатой гребли.
Заметно по одеянию , что супружеская пара были обеспеченными людьми. Она облачена в свадебный наряд с мехом горностая и шлейфом. Платье не белое, потому что традиционные белые наряда вошли в обиход только в начале XIX века. А до этого женились кто в чем. Он также одет в меха, шляпа у него по той моде. Под культурным влиянием бургундского герцогства все стильные молодые люди того времени носили очень странные головные уборы-тюрбаны и огромные цилиндры. На зажиточность семейства намекает даже апельсин, изображенный на картине. То, что сегодня можно купить в обычном супермаркете, в XV веке было довольно не дешевым удовольствием и могли себе позволить только достаточно обеспеченные люди. Кроме того изображенный фрукт может намекать на первородный грех Иисуса Христа, который его искупил. Апельсин в переводе означает китайское яблоко.
Так вот, вернемся к нашим новобрачным. Картина, в какой-то мере, является сама собой свидетельством о браке, потому что в XV веке при заключении брака не считалось необходимым присутствие священника. Заключить союз можно было где угодно, только важно было наличие двух свидетелей. На картине мастер отразил их в зеркале. Над ним художник оставил подпись, что позволяем думать, что он был одним из свидетелей и отражен в зеркале. Вообще сама эта подпись очень уникальна. так как в те времена художники не подписывали свои картины и Ван Эйк был первым кто сделал это.
На картине мастер изобразил мезальянс, потому что жених дает возлюбленной левую руку. Если муж и жена выходили из одного сословия, то мужчина протягивал бы жене правую руку. Но по обыкновению, супруга выходила из относительно низкого класса, по сравнению со своим мужем. Она обязана была отступиться от все прав на имущество для себя и для будущих отпрысков, а взамен отказу она получала после кончины супруга указанную в завещании сумму. Так повелось, что на следующее утро после обручения вручался брачный договор, отсюда вытекает обозначение брака-морганатический. На картине мы также видим миниатюрную собачку-образец супружеской верности. Кстати, эта собачка-предок брюссельского гриффона.
Взглянем на невесту, особенно на ее фигуру. Возможно, она изображена по канонам красоты того времени. Да, вы не ошиблись, идеалом красоты считалась женщина с большим животом. Может быть эта женщина просто немного задернула подол платья и он сложился таким образом складками. Скорее всего художник бы не стал запечатлевать такое случайно, возможно женщина была беременна. На момент написания картины она скончалась в родах, на это имеется несколько намеков.
Во-первых, под люстрой с правой стороны картины расположена фигурка святой Маргариты, рожающая дракона, выполненная из дерева. Она является покровительницей беременных. Во-вторых, посмотрим на зеркало. 10 медальонов со страстями Христовыми украсили его раму. Небольшие картинки расположены необычным образом, так как со стороны жениха страсти Христовы изображены со здравствующими людьми, а со стороны супруги-с умершими. Плюс ко всему над головой у супруга ярко горит в подсвечнике свеча в люстре, а над девушкой люстра с погасшей свечой. Это может говорить о том, что женщины к моменту написания картины , уже давно нет среди здравствующих. Возможно, мастер изображал женщину по памяти. Ее лицо довольно упрощено, она очень похожа на других женщин, которых изображал Ван Эйк. В отличии от Джованни , который в этих портретах имеет весьма узнаваемые черты. После смерти первой жены Джованни женился второй раз, но это совсем другая история.
Вот такую, полную драмы, историю женитьбы изобразил на этой картине один из представителей северного Возрождения Ян Ван Эйк. Этот шедевр с 1848 года и по сегодняшний день находится в Лондоне, в Национальной галерее.
До сих пор не утихают обсуждения про скрытый смысл, заключенный в каждой детали на этом шедевре мирового искусства. Кто на картине? Может это сам Ян Ван Эйк? Художник оставил нам наследие и предлагает нам пофантазировать на эту тему.