В блоге, посвящённом кино, сложно было бы обойти стороной самый обсуждаемый фильм последних дней, о котором высказались даже люди, весьма от этого самого кино, далёкие. Даже моя мама, с которой мы не созванивались несколько дней, первым делом поинтересовалась смотрел ли я "Джокера"? Так что не будет преувеличением сказать, что слава фильма летит впереди него.
В конце концов, это, как минимум, победитель Венецианского фестиваля (который, кстати, ныне один из немногих крупных фестивалей, где больше всё же собственно про кино, чем про политику), а так же фильм бьющий кассовые рекорды и стремительно врывающийся в различные топы.
Итак, Джокер. В представлении данный персонаж едва ли нуждается, как, впрочем, и воплотивший этот образ на экране Хоакин Феникс, потерявший для роли порядка 20 кг. Не вижу смысла петь дифирамбы актёрской игре Феникса, это и так не сделал разве что ленивый. Да и вообще, я думаю, если к Хоакину и были какие-то вопросы как к актёру, то после фильмов "Мастер", "Она" и "Врождённый порок" их ни у кого уже не осталось.
Но совсем не сказать об исполнителе главной роли тоже невозможно, ведь фильм в значительной степени обязан своим успехом именно ему. Феникс предстаёт перед нами в нескольких ипостасях. Первая - это немолодой уже мужчина по имени Артур Флек, которого жизнь явно не балует. Он живёт с полубезумной матерью и работает клоуном в мелком агентстве равлечений. Помимо этого Артур страдает от неназванных психо-неврологических расстройств, из-за которых вынужден принимать конские дозы лекарств, и мечтает стать популярным стендап-комиком, как его кумир Мюррей Франклин (Роберт де Ниро).
Однажды Флека избивает толпа подростков, после чего один из коллег Артура, по имени Рэндалл одалживает тому пистолет. Здесь внимательный зритель уже может увидеть некоторые параллели с "Таксистом" Скорсезе, избежать которых в дальнейшем едва ли удастся. Впрочем, как и с другим фильмом итало-американского классика, а именно "Королём комедии", где главный герой тоже был амбициозным горе-юмористом, живущим с мамой. В обоих вышеназванных лентах, кстати, главные роли сыграл Роберт де Ниро, появление которого в "Джокере" само по себе является данью уважения и прямой отсылкой к вышеназванным картинам, которые Тодд Филипс вне всякого сомнения смотрел и не раз.
Собственно, пистолет и становится в судьбе главного героя (или антигероя, если угодно) некоей поворотной точкой , ведущей к пробуждению его дремлющей доселе сущности. Сначала оружие вываливается из кармана Артура во время представления в детской больнице, из-за чего его увольняют с работы. После этого он, совершенно подавленный, даже не снимая грим, садится в метро, где до него докапывается компания подвыпивших "мажоров". На этот раз ему приходится использовать пушку уже по её прямому назначению. Здесь перед зрителем впервые и появляется тот самый Джокер. Это уже вовсе не тот привычный нам сгорбленный неуклюжий Артур Флек. Перед нами существо совсем иного рода, сбросившее с себя долгое время тяготившие его оковы норм общества и морали. Убив троих человек, он танцует, празднуя своё "освобождение".
В этом смысле лента Тодда Филлипса скорее напоминает даже не упомянутого уже "Таксиста", а фильм Джоэля Шумахера "С меня хватит!" с Майклом Дугласом в главной роли, где маленький забитый человечек, вконец отчаявшись, взбунтовался против окружающего мира. Возможно поэтому фанаты комиксов могут остаться несколько разочарованными. Если "Тёмный рыцарь" Нолана несмотря на некую "артхаусность" всё же оставался вполне полноценным супергеройским боевиком, то жанр нового "Джокера" скорее можно определить как остросоциальную драму с элементами триллера.
Раз уж речь зашла о саундтреке, то, конечно, следует так же выделить композицию "Smile", к которой в разное время приложили руку такие видные деятели американской культуры как Чарли Чаплин, Нат Кинг Коул и Майкл Джексон. В финале фильма звучит "White room", хит группы Cream, музыкантом которой был Эрик Клэптон. И отдельного упоминания заслуживает композиция "My name is Carnival", в исполнении замечательного (увы, ныне полузабытого) фолк-музыканта Джексона Си Франка, нелёгкой судьбе которого едва ли позавидовал бы даже Артур Флек.
Что ещё запомнилось, так это сцены насилия, они получились действительно жестокими, поэтому возрастной рейтинг R, присужденный "Джокеру", выглядит абсолютно оправданным. Но здесь, как мне кажется, скрыто и некоторое противоречие: произвести по-настоящему сильное впечатление фильм способен скорее всего только на юные неокрепшие умы и неискушённого зрителя, остальных же, вероятно, во время просмотра не будет покидать некое чувство ранее виденного.
И тем не менее, "Джокер" это не просто продукт хайпа, грамотно раскрученная до гигантских масштабов ушлыми маркетологами пустышка. Это, безусловно, событие в мире кинематографа. И его вклад в историю нам, вероятно, ещё лишь предстоит оценить.