Вот нанимаете вы интернет-маркетолога, долго его собеседуете, приходите к выводу, что вот он – рыба вашей мечты, и сажаете его к себе в офис работать. У него за плечами куча кейсов, множество довольных клиентов, портфолио из десятков работ. Хороший же специалист? Конечно хороший! Таких поискать еще надо.
Первую неделю он привыкает к рабочему процессу, половину следующей недели он въезжает в бизнес-логику вашего сайта, еще неделю вникает в конкурентную среду, а что он делает дальше? «Двигает сайт» – скажете вы. Куда двигает? Отвечаете: «В топ». А какими способами? «Маркетинговыми, он же маркетолог, я его для этого и нанял» – говорите уже с раздражением. Вот здесь и начинаются трудности. Так как должностные инструкции для маркетологов, которые вы найдете в интернете и распечатаете себе, пойдут разве что на растопку печки. Никто не знает, что должен знать маркетолог, и чем он должен заниматься. Зачастую даже маркетологи не знают – чем им заняться и с какой стороны подойти к сайту. Так и получается, что у вас в штате сидит маркетолог, который наберет к себе в отдел еще и сеошника и программиста, а сайт по-прежнему будете тащить вы.
Что должен знать хороший интернет-маркетолог?
Начнем с трёх китов любого e-commerce рынка:
- SEO продвижение – человек должен знать, в каком году он живет, какие действуют алгоритмы, и как продвигать сайт. От первого пикселя до последней буквы в СЕО статье.
- PPC реклама (Pay per click) – реклама с оплатой за клик. Это вся контекстная реклама (Яндекс.Директ, Google Adwords, MyTarget, Яндекс.Маркет), таргетированная реклама, каталоги и всё, что имеет явно просчитываемый показатель ROI – то есть то, за что вы платите и хотели бы как минимум окупить свою рекламу в 0.
- SMM или социальные сети – интернет-маркетолог должен понимать, где брать аудиторию, как её таргетить, какие применять условия фильтрации, какие объявления создавать, какие картинки для этих объявлений делать, как оформлять и вести группы.
Продолжим тремя китами аналитики:
Яндекс.Метрика и Google Analytics – основные рабочие инструменты интернет-маркетолога. Благодаря этим сервисам он должен отслеживать каждый шаг пользователя, эффективность рекламных объявлений, эффективность расходования средств, прорабатывать юзабилити сайта. Да вообще корректное использование этих двух сервисов в связке даёт практически полную картину.
Коллтрекинг – системы, которые позволяют анализировать эффективность рекламных кампаний только не по конверсиям с сайта, как метрика и аналитика, а по звонкам. Точно такая же аналитика эффективности объявлений, плюс эффективность ваших телефонных операторов тоже будут под контролем интернет-маркетолога.
CRM системы – система управления бизнесом в целом. Отслеживает товарную эффективность, эффективность ваших работников, склады, эффективность продаж. Полезная штука для крупного бизнеса.
Остальное
Разработка сайтов – интернет-маркетолог в вашей компании – это менеджер проектов, который знает этапы разработки сайта с самого начала до самого конца и не только может их проконтролировать, но и может принять участие в каждом из них. Основные этапы разработки – это бизнес-планирование проекта, прототипирование, дизайн, верстка, программирование, отладка.
Копирайтинг – интернет-маркетолог идеально знает, какие тексты нужны для вашего сайта, потому что он и СЕОшник, и продавец, и маркетолог. Он ставит технические задания копирайтерам, ведет процесс приемки и размещения текстов на сайтах.
Управление персоналом – у эффективного интернет-маркетолога рано или поздно появляются помощники, которым он делегирует часть полномочий. Это могут быть дизайнеры, верстальщики, программисты, СЕОшники – кто угодно, в зависимости от потребностей вашей компании. Интернет-маркетолог ставит задачи всем, кто принимает какое-то участие в интернет-магазине и контролирует процесс выполнения этих задач. Интернет-маркетолог – это генеральный директор вашего сайта.
Знание графических редакторов – часто нужно нарисовать баннер, создать акцию, оформить группу вконтакте, сделать редизайн сайта и проработать юзабилити. Для этих целей интернет-маркетолог открывает фотошоп и рисует то, что нужно. Нужно сделать посадочную страницу? Окей, рисуем и верстаем её, размещая на сайте. Интернет-маркетолог – это дизайнер.
Опыт работы во всех CMS – один из базовых, но важных навыков маркетолога. Он должен понимать, в какой системе управления настраиваются SEO-поля, где можно добавить новость, а где изменить шаблон сайта. Ответы типа «ну я в ней не работал, но разобраться смогу» вас не устраивают. Это интернет-маркетолог с большим опытом работы, который прошел вдоль и поперек все ЦМСки и знает их наизусть.
Бизнес-планирование – почему-то многие работодатели недооценивают этот пункт и считают, что решат сами – как им вести свой бизнес, без всяких там маркетологов, пришедших со стороны. Свежий взгляд и понимание бизнес-процессов всегда полезно любому бизнесу, а когда ты интернет-маркетолог – твоя задача указывать на ошибки и недочеты в бизнесе работодателя. И делать это нужно не для того, чтобы показать, что ты круче работодателя, а для того, чтобы продажи пошли вверх.
Что интернет-маркетолог должен делать сам, без сообщников?
Это один из самых частых вопросов от работодателя, когда я помогаю им собеседовать очередного беднягу-маркетолога. Здесь всё зависит от сильных сторон маркетолога. Кто-то классно рисует и может тратить время на проработку внешнего вида сайта, кто-то отлично пишет и пусть копирайтит себе тихонько, если это не мешает основной деятельности.
Самостоятельно маркетолог обязательно должен знать все системы аналитики, уметь построить отчеты и ответить вам на вопросы «почему нет покупок?», «какой раздел самый популярный?», «какие разделы на сайте нужно расширять?». Остальные навыки персональны. В идеале маркетолог должен знать всё, что перечислено в этой статье, он должен постоянно генерировать идеи по развитию бизнеса: бредовые, интересные, полезные и бесполезные – любые. Процесс креатива не должен прекращаться.
Надеюсь, что именно такого маркетолога вы найдете для себя!