Большинство водяных насосов представляет собой центробежный насос с ременным, цепным или шестеренным приводом. Функция водяного насоса заключается в обеспечении постоянной циркуляции антифриза по системе охлаждения во время работы двигателя для обеспечения штатного температурного режима двигателя. Чаще всего по водяным насосам (помпам) предъявляются две претензии – подтекает или издает шум. Попадаются случаи, когда резьба для крепления муфты вентилятора на шкиве помпы не соответствует – например вместо левой правая или наоборот – это, как правило, относится к ошибке вложения (пересортице). Однако, необходимо знать (и обязательно проверить по каталогу), что в процессе производства не изменялась конструкция помпы - например концерн BMW изменял на помпах одну резьбу на другую во время производства автомобилей. Исправность подшипника (-ков) помпы проверяется проворачиванием шкива в обе стороны его вращения с прикладыванием нагрузки рукой – пытаемся «нагрузить» подшипник в ту же сторону, в которую он нагружается приводным ремнем. Если пальцами ощущаются перекаты шариков, то, скорее всего, подшипник в помпе не исправен. Если подшипник поврежден до хруста или гула, слышимого при установленной помпе, то при нагружении руками вы точно почувствуете легкие перекаты или даже заедание при проворачивании. Но тут есть нюанс – многие помпы приводятся от ремня ГРМ и натяжение ремня будет сильно влиять на долговечность подшипника – понятно, что при перетяжке ремня ГРМ и нагрузка на подшипник помпы сильно возрастает. Значит – неплохо (если есть такая возможность) посмотреть и на состояние приводного ремня, с которым стояла эта помпа. Но тут также надо помнить одну вещь — сразу подшипник не загудит, даже если перетянут ремень — он загудит только тогда, когда уже повреждены беговые дорожки в обоймах или тела качения (шарики). Поэтому — грубо — если подшипник в руках не шумит и не чувствуются перекаты шариков по обоймам, то, скорее всего, в подшипнике повреждений еще нет и шуметь он мог только по причине пере-тяжки приводного ремня. Почему автосервисы не делают хотя бы проверку натяжения приводного ремня, а тупо меняют помпу на другую? Думается, либо из-за своей неграмотнос-ти, либо из-за того, что считают себя непогрешимыми специалистами. Вторая претензия – помпа подтекает – проверяется таким образом. В корпусе любой помпы заводом делается дренажное отверстие, располо-женное между сальником помпы и подшипником. Делается это специа-льно, чтобы при повреждении сальника антифриз не попадал в подшипник и помпа не заклинила, а водитель смог вовремя среагировать на сниже-ние уровня антифриза. Так вот, если помпа установлена на блок двигателя с новой прокладкой и на очищенную поверхность, то подтекать она может только через это дренажное отверстие. Но, поскольку при высыхании ан-тифриза испаряется только вода, то следы красителя обязательно остану-тся в дренажном отверстии и рядом с ним. Если таких следов нет – то значит и помпа в этом месте не подтекала, а подтекание (если и было) имелось в другом месте. Более полный способ проверки – установить помпу на шкив, залить в полость крыльчатки антифриз до уровня среза корпуса и оставить на ночь – если наутро из дренажного отверстия будет выделяться антифриз, значит сальник поврежден. Для совсем более сложной проверки помпа крепится на специально изготовленную плас-тину и внутри нее создается давление около 1.0-1.3 бар – давление сра-батывания клапана в пробке расширительного бачка. Но, если антифриз уже прошел через сальник, то, как правило, он и без создания давления за 10-12 часов там просочится и его следы мы непременно увидим в дренаж-ном отверстии.
Необходимо также обращать внимание на указания многих изготовите-лей водяных насосов, что при первой заправке системы охлаждения, ан-тифриз в незначительных количествах может выделяться из дренажного отверстия - это период приработки сальника и такие симптомы не указы-вают на брак помпы. Ну и самый сложный случай, если хотим определить исправность подшипника — демонтируем его (или разрезаем корпус пом-пы), разрезаем наружную обойму подшипника и там уже все будет видно, каково его состояние. Вместе с тем бывают и крайне редко встречающие-ся случаи нарушения геометрических параметров корпуса помпы – я та-кой случай знаю только один – в автосервисе помпу не смогли установить на блок двигателя из-за несоответствия крепежных отверстий. Пришлось проверять методом сравнительного анализа – была взята аналогичная оригинальная помпа, изготовлен шаблон по привалочной плоскости из картона с отверстиями и установлено, что силуминовая отливка корпуса данной помпы действительно имеет расхождения по расположению отве-рстий до 5мм от центра. Причем, не отверстия высверлены неверно, а сам корпус имеет неправильную конфигурацию по отливке. Но такие дефекты встречаются крайне редко.
© Юрий-А. 2014-2019, При перепечатке любой статьи или ее части ссылка на сайт www.expert009.ru обязательна.