Начало.
Эксперимент, частично восстановивший мозг свиньи, поднимает вопросы о том, когда на самом деле заканчивается жизнь?
На протяжении тысячелетий понятие "смерть" менялось. Первоначально это означало прекращение дыхания и остановку сердца.
Появление механических вентиляторов сместило локус смерти к умиранию мозга и привело к потере функции мозга, необратимой коме.
Частичное оживление свиного мозга через несколько часов после его обезглавливания, которое было продемонстрировано в недавнем эксперименте, может вновь перевернуть определение смерти.
Рано или поздно мы все умрем. Так как все, что имеет начало, имеет конец, неизбежное следствие второго закона термодинамики.
Эволюция снабдила наш вид мощными защитными механизмами для борьбы с этим предзнаменованием - в частности, психологическим подавлением и религией. Первое мешает осознанно признать или задуматься о таких неудобных истинах, а второе обещает нам бесконечную жизнь на христианском небе, вечный цикл буддийских перевоплощений или загрузку нашего разума в Облако, в реалию 21-ого века.
Смерть не имеет такого господства над нечеловеческими животными, какое имеет над людьми. Хотя они могут скорбеть о погибших потомках и спутниках, нет никаких достоверных доказательств того, что обезьяны, собаки, вороны и пчелы имеют достаточно разума, чтобы беспокоиться о том, что однажды их больше не будет. Таким образом, эти защитные механизмы, должно быть, возникли в ходе недавней эволюции гоминина, менее чем за 10 миллионов лет.
Учения из религиозных и философских традиций уже давно подчеркивают обратное: смотреть прямо в полые глаза смерти, чтобы избавиться от ее укуса. Ежедневная медитация о небытии уменьшает его ужас. Как ученый с информацией о моей собственной смертности, мои размышления обращаются к пониманию того, что такое смерть.
Тот, кто берется за это дело, скоро поймет, что смерть, надвигающаяся на горизонт, совершенно плохо определена как с научной, так и с медицинской точки зрения.
От груди и до головы.
На протяжении всей истории все знали, что такое смерть. Когда кто-то перестал дышать, а сердце перестало биться более, чем на несколько минут, человек был просто мертв. Смерть была моментом во времени. Все изменилось с появлением в середине 20-го века механических вентиляторов и кардиостимуляторов. Современная высокотехнологичная интенсивная терапия отделяет сердце и легкие от мозга, отвечающего за разум, мышление и действия человека.
В ответ на эти технологические достижения в 1968 году в знаменитом докладе Специального комитета Гарвардской медицинской школы было введено понятие смерти как необратимой комы, потери функции мозга.
Эта корректировка получила силу закона в 1981 году в соответствии с Законом о единообразном определении смертной казни. В этом документе смерть определяется как необратимое прекращение кровеносной и дыхательной функций или необратимое прекращение функционирования мозга. Довольно просто: когда твой мозг мертв, ты тоже мертв.
Это определение в целом используется в большинстве развитых стран мира. Место смерти сместилось от груди к мозгу (и от общественного взгляда к частной сфере больничной комнаты), при этом точное время фактической смерти мозга не определено. Такое быстрое и широкое признание факта смерти мозга, подтвержденное президентской комиссией в 2008 году, примечательно по сравнению с продолжающимися спорами по поводу абортов и начала жизни. Возможно, это отражает еще одну небольшую заметную асимметрию - люди агонизируют о том, что происходит в будущем, но редко - о том, где они находились до рождения.
Подавляющее большинство смертей все еще происходит после остановки сердечно-легочной деятельности, которая затем также приводит к прекращению функционирования мозга. Неврологическая смерть, обусловленная необратимой комой, отсутствием реакции, рефлексами ствола мозга или дыхания, редко встречается за пределами отделения интенсивной терапии, где пациенты с травматической или аноксической травмой мозга или токсико-метаболической коматозией (например, после передозировки опиоидов).
Смерть мозга может быть определяющим фактором, но это не упрощает клинический диагноз - биологические процессы могут продолжаться и после остановки мозга. Действительно, мертвое тело мозга можно поддерживать "живым" или на "жизнеобеспечении" в течение нескольких часов, дней или дольше.
Скорбящим родственникам и друзьям трудно понять, что происходит. При посещении реанимации они видят, как грудь входит и выходит, чувствуют пульс, бледность кожи выглядит нормальной, тело теплое. Выглядя более здоровыми, чем некоторые другие пациенты интенсивной терапии, их возлюбленные теперь юридически являются трупом, трупом с бьющимся сердцем. Тело проветривается и удерживается во взвешенном состоянии в этом квазиживом состоянии, потому что в настоящее время оно является потенциальным донором органов. Если было получено разрешение, органы могут быть извлечены из трупов, чтобы помочь живым, нуждающимся в сердце, почках, печени или легких, которых всегда не хватает.