Правление Екатерины Второй задаёт особый ритуал внешнеполитической и внутриполитической деятельности. Специфическая такая манера активизация внешнеполитической деятельности, внутренние реформы.
Опять очередная внешняя политическая активность от подобного мы не наблюдаем на протяжении предыдущих царствований.
Начиная с Петра Первого, и здесь мы видим совершенно другой ритм внешнеполитический и другие, совершенно другие принципы организации.
С направлениями деятельности всё тоже. Обстоят немножко по-другому дела, когда мы говорим в традиционном смысле, в школьных учебниках она сводится к войнам.
Создаётся впечатление что российское государство ничем больше не занималась. Воевала, заключала мирный договор, а потом нарушала, или другие страны пытались нарушить.
За кадром остается дипломатическая деятельность, за кадром остаётся деятельностью внешней разведки. Чаще всего функции, внешней разведки выполняли купцы первой гильдии, это для них было так скажем, государственная тяжесть по отношению к империи. Еще один важный момент, когда мы говорим о внешней политике.
Мы тоже вспомним, когда реформы Петра Первого были политическими. Да конечно, Россия империя специфическая.
Это империя континентальная, наряду с такими империями как Австро-Венгерская, потом империя противовесов к морским державам, таким как Испания, Португалия.
То есть несколько иной вариант империи, где части, окраинные части империи, иногда могли жить на более высоком уровне, нежели сама метрополия. Например, Финляндия, вокруг которой будут вращаться так или иначе войны со Швецией. Вот это специфическое имперское пространство, оно закономерно определяло несколько моделей расширения территории империи.
И должна расширяться. Это закон, как только Империя прекращает расширяться, она начинает складываться как империя и мы видим этот процесс расширения до правления Александра III, то есть логика империи задана.
Вторая модель, это присоединение народов, которые не имеют государственное, то есть отвоевания этих народов у других государств. Третья модель, это модель добровольного присоединения. Ну больше всего известна, конечно, вхождение в состав России при Александре II, Восточной Грузии. И наконец вынудить утерянные народы, просто вынуждали вступать в состав России, причём оно не было прямым завоеванием.
Например, допустим, туркменский в более поздние времена апробация всех этих моделей начинается здесь. Почему? Потому что задан общий вектор имперской, вовлечение в орбиту русской государственности, российской государственности многочисленных народов, проживающих на территории Европы и Азии. Это тоже очень важно для понимания, Евразийская - политика, в которой составной частью входит, и колонизация тех или иных территорий.
О том, что внешняя политика неминуемо за собой тянет такие вещи, как организацию этого имперского пространства, то есть управление территорией взаимоотношения с народами, населяющие территорию или преференции этим народом.
Или наоборот попытки унификации, которые мы наблюдаем. Вот всё это вместе и складывает в этот внешнеполитический комплекс.
Который связан с политикой имперского и понятно, что говоря, особенно в части военной. Нельзя не говорить о военной политике внутри государства, о формировании армии, о формировании оборотных комплексов и так далее и тому подобное.
Попробуем систематизировать и дать обзор основным направлениям, методам и специфики внешней политики, начиная от царствования Петра Первого конца XVIII века и до восшествия на престол Екатерины Второй. Там как раз рубеж, который обрывается семилетней войной со Столетней войной.
На память пришли слова Черчилля, который считал, что 7-летняя война может считаться Первой мировой войной, так как она протекала не только в Европе, но и на многих других континентах.
Потому что она стала первым серьезным столкновением Франции, Испании, Великобритании в борьбе за колонии, поэтому Черчилль и предположил, что это можно считать Первой мировой войной.
Вспомним, что с 17 века до нас дошло два груза.
Первый груз, это взаимоотношение на юге, то есть южное направление. Оно было связано прежде всего, конечно не с Турцией, а с Крымом.
Но дело в том, что Крым был в Османской империи и соответственно, всё что происходило на наших границах, это всё наша территория.
Второе направление, это направление Западное, это завершение наших взаимоотношений с Польшей. Конфликт, так или иначе, с Османской империей, он нас втягивал в мировую политику.
То есть в священную лигу христианских государств, куда входило наряду с Австрией и Венецией и Польша. И цена вечного мира, точнее одно из направлений вот этой цены, это как раз было наше участие в этой антиосманской лиги.