Найти в Дзене
ХИМИЯ вокруг!

Расчищая полотно, обнаружили фигуру смерти.. - как реставраторы восстанавливают картины?

Оглавление

пример неудачной любительской реставрации иконы
пример неудачной любительской реставрации иконы

Реставраторов чаще всего сравнивают с хирургами и ювелирами, настолько скрупулезна и ответственна их работа. Однако больше всего им подходит сравнение с волшебниками, ведь они обладают тайными знаниями, которые позволяют возвращать предметы к жизни.

Обучиться реставраторскому мастерству в России можно в 15 образовательных заведениях. Среди них есть такие именитые учреждения, как Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. Тем не менее среди мастеров встречаются те, кто попал в профессию почти случайно.

В реставраторы пойду

Это счастье, когда работа приносит удовольствие. Поговорив с реставраторами, складывается впечатление, что все они такие везунчики. Валентин Холодов раньше писал иконы, но после того как его друг организовал реставрационную мастерскую, пошел работать к нему. «Сначала это было увлечение, а не осознанный выбор. Но уже почти 15 лет занимаюсь реставрацией мебели», – рассказывает он.


Андрей Сульдин,  художник реставрационных мастерских Международного института антиквариата
Андрей Сульдин,  художник реставрационных мастерских Международного института антиквариата

Можно сказать, что случайно стал реставратором и Андрей Сульдин, художник реставрационных мастерских Международного института антиквариата. Однажды друг принес ему икону с вопросом, можно ли спасти ее от неминуемого разрушения – осыпи красочного слоя, вздутий. «На тот момент у меня не было никакого опыта реставрации, но икона меня заинтересовала. Так захотелось ее спасти, что я начал самостоятельно изучать методику работ», – вспоминает он. Пришлось отправиться в научную библиотеку Казанского госуниверситета и изучить все, что там было по реставрации. «Работа была выполнена успешно, я сам был под большим впечатлением. Это вызвало желание продолжать заниматься этой деятельностью», – говорит специалист.

Учиться, пусть даже самостоятельно, необходимо. В ремесле реставратора без специальных знаний не обойтись, ведь одно неверное решение – и произведение искусства может быть необратимо испорчено.

Терпение и еще раз терпение

Присмотревшись к работе реставратора, можно увидеть, что он и исследователь, и искусствовед, и химик. Перед тем как приступить к делу, специалист изучает произведение: определяет степень его сохранности, выявляет дефекты, устанавливает состав материалов, из которых оно создано. От этого зависит не только метод реставрации, но и весь порядок операций.

Не обойтись и без изучения исторической эпохи, манеры мастера и условий, в которых он творил. «Художник всегда ангажирован социальной средой, ее ценностями и вкусами, поэтому включение исторического контекста в определение методики реставрации (например, какие из выявленных записей необходимо оставить) очень значимо», – отмечает Андрей Сульдин. Требуются также определенные свойства характера.

«Реставратором может стать только внимательный, аккуратный, терпеливый, даже в какой-то мере занудный человек. Только такой сможет выполнять эту работу», – отмечает реставратор станковой живописи Егор Дмитриев.
«Реставратором может стать только внимательный, аккуратный, терпеливый, даже в какой-то мере занудный человек. Только такой сможет выполнять эту работу», – отмечает реставратор станковой живописи Егор Дмитриев.

Специалисту приходится днями, а нередко и неделями расчищать поверхность от загрязнений, выбирать нитки сохранившейся ткани, соединять осколки разбившейся вазы и т. д. Если человек нацелен на скорый результат, ничего не получится. Но самое главное – добросовестность. Мастер должен при минимальном вмешательстве восстановить произведение искусства. Например, он видит, что какой-то фрагмент полотна написан не очень ярко, не удалась автору фигура или часть пейзажа. Он может сделать это лучше, причем в авторской манере. Допускать этого нельзя: реставратор не должен иметь собственных творческих амбиций. Это, можно сказать, главное правило профессионалов.

Сложнее всего приходится, если утрачены какие­-то фрагменты. Восполняют их, как правило, поиском аналогий. Если известен автор произведения, нужно посмотреть как можно больше его картин, чтобы понять манеру письма, характерные приемы.

Химия в деле

Реставратор, как, наверное, ни один другой ­специалист, имеющий отношение к искусству, связан с химией. Ее знание необходимо, чтобы провести перво­начальное исследование, правильно подобрать метод и материалы для реставрации. Более того, применяемые методы должны быть обратимы.

-4

Одной из старых, но эффективных техник возвращения первоначального состояния картинам является регенерация лакового покрытия. Со временем лак тускнеет, желтеет, покрывается трещинами. Иногда его регенерации по методу Петтенкофера (парами спирта) оказывается достаточно. Убирать авторский слой чревато, поскольку многие художники «дописывали» произведение по лаку – добавляли нюансы, объемы и т. п.

Если вы увидите произведение известного художника, почему-то напоминающее этюд, знайте, что это, скорее всего, ошибка реставратора.

В последнее время арсенал химических средств, которыми пользуются реставраторы, увеличился. Казалось бы, бери и пользуйся, но не все так просто. Современная химия, с одной стороны, облегчает их работу, а с другой – делает ее более сложной: сложнее выбор, проще ошибиться. Но совершенно точно, что благодаря синтетическим лакам и спиртам реставрационный процесс осуществляется более качественно. Мы видим картины художников прошлого, которые поражают своим колоритом. А ведь эти полотна много веков провели в закопченном от свеч состоянии. Современные растворители сделали возможной реставрацию, при которой не затрагивается красочный слой.

-5

Состав красок каждого произведения искусства уникален. Например, для снятия слоя олифы (масляного лака) с икон используются компрессы из байки с добавлением нефтепродуктов: очищенного уайт-спирита, ацетона или пинена. Олифа темнеет под воздействием ультрафиолета, и порой сложно разобрать сам образ иконы. «Компресс накладывается на участок и закрывается пленкой или стеклом, если олифе более 100 лет. Время и концентрация смеси подбирается опытным путем с краю иконы. Затем ватным тампоном с раствором снимается пленка. Весь процесс похож на снятие лака с ногтей», – поясняет реставратор икон Илья Изюмов.

-6

Еще один «волшебный» помощник – полимерный двухкомпонентный клей, разработанный в 1980-х в Государственном НИИ реставрации (ГосНИИР). Он используется для создания смесей для пропитки деструктированной древесины после жуков-точильщиков. «Бывает, древесина съедена до такой степени, что напоминает пемзу. Раньше, чтобы восстановить деревянные иконы, использовались натуральные клеи, но они имели сильную усадку, которая при больших пустотах могла «порвать» доску. Современная пропитка почти не дает усадки. Например, сейчас у нас в работе икона Спасителя размером 2 на 2,5 м, которая вся изъедена точильщиком. Мы даже боимся ее перевозить. Полимерный клей поможет решить проблему», – ­рассказывает главный хранитель ГосНИИР, художник-реставратор Дмитрий Ковалев.

Пропитка может производиться двумя способами: пустоты заполняют точечно шприцем или погружают оборотом реставрируемый объект в клей. Во втором случае красочный слой необходимо защитить папиросной бумагой. По технологии  каждое последующее погружение производится в более концентрированную смесь и весь процесс занимает около двух месяцев. При добавлении к полимеру древесной муки, глины и стеклянных микросфер получается «шпаклевка», которой можно восполнить  отсутствующие углы.


Фрагмент иконы Благовещение до реставрации, в проессе удаления потемневшей олифы
Фрагмент иконы Благовещение до реставрации, в проессе удаления потемневшей олифы

Книжные реставраторы работают в большинстве своем с кожаными переплетами, которые подвержены естественному старению и воздействию плесневых грибов. Нужна дезинфекция. Большинство антисептиков, применяемых для обработки кожаных переплетов, являются производными фенола: например, тимол (2-изопролил-5-метилфенол), пентахлорфенолят натрия, дигидрокси-дихлордифенилметан (превентол), паранитрофенол и др. Из всего перечисленного наиболее популярен тимол. Он имеет достаточно  низкую температуру плавления (+51 °С), малотоксичен для человека и летуч, то есть применяется посредством фумигации.

Реставраторы сходятся во мнении, что достоинств у современных художественных средств, полученных благодаря химии, больше, чем недостатков. Впрочем, единого секрета успеха нет, каждое решение должно быть выверено.

-8

Как говорит Андрей Сульдин, несмотря на запас знаний, накопленный за четверть века практики, к каждой работе он подходит с волнением: «Вроде бы распространенный случай, но апробированная методика результатов не дает – не снимает лак, и тогда приходится добавлять в смывку аммиачный раствор. А бывает, наоборот, смывка снимает не только лак, но и красочный слой, тогда нужно добавить в нее уайт-спирит. Так и стоишь над картиной, держа в руках «яд» и «противоядие».

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Для удаления старых лаков рекомендуют смесь воды с этиловым спиртом, изопропиловым спиртом и ацетоном в соотношении 2:1, для повышения эффективности  увеличивают количество органического растворителя или добавляют в смесь глицерин или диметилформамид.

Пинен позволяет утончать лак средней степени старения. Его действие можно усилить с помощью этилового или изопропилового спирта и диметилацетамида. Лаки, содержащие воск, могут быть частично удалены обработкой тампонами, смоченными смесью пинена с уайт-спиритом и изопропиловым спиртом. Пленки шеллачных лаков утончают смесями этилового спирта с ацетоном, в которые добавляют диметилацетамид и пинен. Лаки из твердых смол – янтарные и копаловые – требуют обработки сложными растворителями: смесями изопропилового спирта с ацетоном, метил- и этилцеллозольвом, формальгликолем, диметил­ацетамидом, диметилсульфоксидом или диметилформамидом.

Пленки белковых лаков трудно поддаются утончению, но их можно размягчить компрессами с теплым раствором глицерина в воде (1:1), а затем послойно снимать тампонами, смоченными диметилсульфоксидом или диметилацетамидом.

Расчистку участков с потемневшим, окисленным масляно-смоляным лаком, загрязненным частицами пыли и сажи, можно проводить с помощью смеси растворителей, включающей этиленгликоль, метиленхлорид, бензин.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

Предметы, над которыми работают реставраторы, нередко преподносят «сюрпризы». Об одном из таких случаев рассказал художник-реставратор реставрационных мастерских Международного института антиквариата Андрей Сульдин.

До реставрации на картине в правом углу не было ничего, кроме черноты
До реставрации на картине в правом углу не было ничего, кроме черноты

В процессе реставрации натюрморт последователя испанского художника Вальдеса Леаля, коллеги и соперника великого Мурильо, «превратился» в картину, наполненную аллегориями. Когда полотно попало в руки реставратора, оно представляло собой натюрморт в жанре vanitas vanitatum («суета сует»). Однако после того, как он стал расчищать картину, открылись кости скелета, а затем – коса. Они, хотя и были соскоблены или стерты каким-то абразивным материалом, просматривались отчетливо.


Картина после реставрации - видим фигуру смерти в углу, там, где было пусто
Картина после реставрации - видим фигуру смерти в углу, там, где было пусто

В ходе научного изучения данного произведения выяснились интересные подробности. Оказалось, что в церкви Госпиталя Братства Милосердия Господня в Севилье хранится работа художника, которая послужила основой для этого натюрморта. На ней изображена фигура смерти в виде скелета, держащего косу и гроб.

По заказу последнего владельца натюрморта верхняя часть холста была срезана, а изображение скелета и надписи в нижней части – записаны. Однако нога скелета на глобусе и контуры косы явно проступали на поверхности полотна, поэтому было принято решение восстановить его первоначальный облик. При этом реставратор сделал заметной кромку холста, по которой он был надставлен, чтобы было видно, какой формат картина имела до рес­таврации.

ИСТОРИЯ

Первые упоминания о реставраторах содержатся в источниках, относящихся к Средневековью. Школы профессиональной реставрации стали формироваться в XVII–XVIII веках, когда появилась необходимость продлевать срок жизни предметов искусства, находящихся у коллекционеров. В России профессия реставратора возникла относительно недавно. До начала ХХ века этим занимались ремесленники, которые практиковали подновление и исправление произведений искусства. В западной практике реставраторов принято называть консерваторами. Это самый первый и самый важный этап в работе: в процессе консервации специалист должен остановить процессы разрушения, обеспечить целостность и сохранность произведения на долгий срок

Конец.... но у нас есть еще в запасе интереснейшие статьи:

ЗАПАХ: что на самом деле скрывается в ароматных флаконах? Парфюмеру и не снилось...

Состав самых эффективных духов: содержимое китового пищевода, гендерные запахи животных и кожи!

ДРУЗЬЯ! Пишите нам! Давайте обратную связь в комментариях!

Ваша команда ХИМИКОВ)