Наш дом состоял из трех блоков и пяти этажей. Летом,которое в Баку длится с мая и до конца октября, мы часто с соседскими детьми играли во дворе. У нас всегда было шумно- хоть раннее утро ли это было или поздний вечер.
С девочками мы обычно лепили тефтели из песка, готовили долму из листьев, купали кукол-детей в маленьком грязном колодце. Или же приносили из дома вкусную еду, располагали это все на ступеньках и, обсуждая наших одноклассников или просмотренные мультики, ели.
Мужчины нашего двора тоже собирались вечерами вместе. Сидели в беседке, играли в нарды, обсуждали политику. По очередно из балконов высовывались жены и кричали мужьям: "Мамед, чай готов!", или "Фарман, обед готов!". Мужики, как маленькие дети, быстро бегали домой, и сразу же возвращались в беседку с уже подносом чая, куском сахара и варенья из белой черешни. Там же рядом сочный соус из мяса и картошки с белым заводским хлебом. Еду и чай делили на всех. На выходных дружно кололи дрова и зажигали самовар. Соседи были разные- очень шумные, громко выясняющие семейные отношения на виду у всех, пьяные, не спящие ночами и уходящими в запой с наступлением рассвета, умные и добрые, работающие не покладая рук для детей. Но какими бы они не были, все они становились тише травы, завидев моя бабушку. Бабушку звали Бибиханум. Красивое сложное имя. И судьба у бабушки была такая же- интересная, но выворачивающая душу на пути к спокойствию. Бабушка вырастила шестерых детей одна. Работала на швейной фабрике в три смены. За активную работу ее избрали депутатом Верховного Совета. Тогда ей и выделили эту квартиру в пятиэтажном блоке. Она была сильная. Никогда не повышала голос, не повторяла слова два раза. Если бабушка сказала "нет", все знали, что даже не стоит пытаться выразить свое мнение. Прямолинейность и четкость были отличительной чертой ее характера.
На момент той произошедшей истории, мне было семь лет. Стояло жаркое бакинское лето. Летом нам никогда не разрешалось выходить во двор с 12.00 до 16.00. "Можно получить солнечный удар",- говорили взрослые. И мы, сидя на ступеньках в блоке, игрались в куклы.
Я услышала шаги. Когда подняла голову, увидела высокого мужчину с проступающей сединой. Сначала я подумала, что это мой старший дядя, папин брат. Уже собиралась радосто подбежать к нему, но пошатнувшаяся походка оттолкнула меня. Я замешкалась. Пригляделась в глаза. Нет, это был другой дядя. "Взрослые дома?", - спросил он. На разговор вышла бабушка и спросила, что ему надо. "Я продаю сахарный песок. Машина моя стоит во дворе. Вы не хотите?".- спросил он.
Такой вопрос, конечно, не оставил равнодушным мою бабушку. Она готовила много варенья и на всех детей. Еще бы! Имея такие фрукты, сложно не заняться "вареньеварением"- инжир, белая и темная черешня, малина, ежевика, шелковица.
Бабушка было очень экономной и бережливой женщиной. Она сразу решила купить шесть мешков сахара. Можно было приготовить на всех детей и зимой, попивая чай, наслаждаться результатами своего труда.
- "Шесть мешка сахара",- решительно сказала бабушка.
-"Хорошо!",- согласился мужчина. "Только мне тяжело спускаться. Давай ты сразу заплати, а я потом уже спущусь к машине и мой водитель поднимет мешки к тебе домой",- предложил он.
Он остался ждать на лестничной площадке, где я продолжала играть в куклы с подругой. Бабушка вернулась в квартиру. Она зашла в свою комнату,достала деньги и начала пересчитывать. Не хватало. Мама принесла из своих сбережений. Теперь они считали вместе, аккуратно накладывая одну купюру на другую.
-"Кажется, не хватит",- волновалась бабушка.
Никто даже толком не понял что произошло. Продавец песка резко оттолкнул нашу входную дверь, зашел к бабушки в комнату и выхватил из ее рук деньги. -"Мы еще считаем",- возразила бабушка. -"Ничего, хватит!",- сказал мужчина . "Я сейчас принесу мешки",- громко выкрикнул он. Он быстро бежал по ступенькам, а бабушка, страдающая ревматизмом, не поспевала за ним. Мама же сразу побежала на балкон и увидела как он стремительно сел в белую Волгу и так же быстро отъехал. Рядом с машиной крутилась я. Я решила что раз этот мужчина у нас дома, значит он наш гость, а это значит и машина это нам не чужая.
Маму охватил ужас от происходящего. Она испугалась, что он также может увезти меня. Поэтому она не закричала ничего вдогонку, но быстро успела записать номер машины. Машина отъехала. Бабушка стояла во дворе, перед блоком- без денег и шести мешков сахара.
Она не понимала как же так поверила этому мужчине. Она, бережно относящаяся к деньгам, привыкшая всегда на всем экономить, вдруг, в первый раз потеряла их. Она, вырастившая шестерых детей, поднявшая их одна, пережившая войну, голод и долгие часы изнурительной работы, в первый раз потеряла деньги. И не просто так потеряла, а сама, своими руками, можно сказать, отдала их. Бабушка села в беседку во дворе и закрыла лицо руками. Дети не играли, женщины, украдкой подглядывали из окон. Царила тишина..
Вечером бабушка сидела в окружение своих детей. Приехали сразу все, звонили родственники. Каждый успокаивал как мог.
Но все знали- эта сильная женщина не нуждается в чужой поддержке. Ей просто нужно было время научиться простить себя...
А через много лет мы узнали, что в то время такая история произошла с еще несколькими семьями. А мнимый продавец песка оказался наркоманом, которому просто срочно нужны были деньги на новую дозу.
10 октября 2019