Найти тему
Walnut

Оценка "Нобелевской лекции И.А. Бродского"

В «Нобелевской лекции» И.А. Бродский размышляет о таких близких для себя категориях как: эстетика, поэзия, язык, искусство и литература.

По глубокому убеждению поэта, литература и язык – две вечные, древнейшие категории. Он, то есть поэт всего лишь орудие в руках всемогущего Языка, за верную службу способного даровать бессмертие:

«Не язык является средством поэта, а он – средством языка к продолжению своего существования»

Отрицая зависимость поэта и гражданина от влияния политики и государства, Бродский все же не против служить языку. Почему? Все просто. Язык не стремится подчинить себе всех и вся. Язык – вечное, сходное судьбе понятие. И.А. Бродский даже сравнивает зависимость от языка с болезненной потребностью всякого алкоголика или наркомана в новой дозе. Именно такая связь с языком и является «меткой» настоящего поэта – полагает Бродский.

Среди поэтов, которые могут считаться личностями, И.А. Бродский называет имена О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, У. Одена и Р. Фроста. Эти поэты являются для него авторитетами. Они представляются ему некими учителями, наставниками, чьи судьбы и творчество повлияли на него как на поэта.

Цель искусства вообще, а литературы в частности – сделать из посредственного человека индивидуальность, «частность человеческого существования». Задача поэта аналогична. Он всю жизнь стремится выделиться из толпы теней прошлого, обрести значимость в настоящем и увековечиться в будущем. И все это при помощи все того же языка. А политическая система, в свою очередь, не должна тянуть к поэту свои загребущие руки, чтобы подчинить его творческое «Я», его свободные мысли и чувства.

Литература есть «форма защиты от порабощения». Поэзия же в большей степени, чем другие литературные формы, позволяет выявить в человеке человека. Она не допускает повторений, совпадений, тавтологий, что делает человека истинным поэтом.

Мысли Бродского относительно поэзии во многом сходны с представлениями символистов:

«Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку»

Ведь канву стихотворения невозможно предугадать заранее, ее невозможно выстроить в четкую систему. Поэт уподобляется художнику, создающему спонтанный шедевр, шедевр без четкого плана.

-2

Поэзия использует все известные методы познания: аналитический, интуитивный и откровение. При этом более всего она тяготеет к откровению и интуиции, ведь они – основа индивидуальности. Причем И.А. Бродский ставит личность и индивидуальность намного выше всего человечества.

Логично, что и читатель тоже личность. Поэтому Бродский великодушно дает ему право самому расставить акценты в произведении, не делая их правильность самоцелью. Таким образом, стихотворение становится творческим актом, диалогом между создающим и воспринимающим. Крайне личным и интимным разговором, создающим почву для постмодернистской эстетики.

Кроме того, чтение книг, в принципе, является важной составляющей человеческой личности. Потому что книги учат читателя думать, думать «не как все». По сути, такое «думание» трагически окончилось для интеллигенции ХХ века; ведь человека не читающего (что, по мнению И.А. Бродского тяжкое преступление), не способного мыслить индивидуально, проще подчинить воле правящего класса.

С этим же связана яростная борьба власти с вольными поэтами. Ибо яркий индивидуализм такой поэзии освобождает человека от навязанных условностей, он проживает свою жизнь так, как хочет он, а не как было сказано.

Тесно связан с поэзией и еще один тезис Бродского. «Эстетика – мать этики» - именно так соотносит данные понятия поэт. Считается, что чувство прекрасного есть в человеке с рождения, а значит, эстетика первична. Человек обращается к ней на уровне подсознания; в то время как этика есть результат мыслительного процесса. Но именно эстетика (чувство прекрасного), отвечает в нас за понятия «добро» и «зло», ибо они во многом сходны с понятием о «красивом» и «безобразном».

Также логично предположить, любое эстетическое переживание индивидуально и неповторимо. И логично, что человек, обладающий тонким эстетическим вкусом, никогда не опустится до повторов. Следствием чего и является выработка собственной жизненной позиции и стремление к личной свободе.

Сам И.А. Бродский тоже делает выбор в пользу эстетики, что объясняет неспособность языка, даже в образе живого существа, сделать этический выбор. Эстетическую функцию же язык выполняет прекрасно. Особенно в руках умелого поэта.

-3

Неприязнь к быту и человеческой обыденности роднит И.А. Бродского с М.А. Цветаевой. Внешняя красота поэтической формы достигается у них засчет отказа от описания всего низменного и сосредоточения на чувственном восприятии, на «общении» с языком. Это отражается в обилии метафор и других средств художественной выразительности, используемых в стихотворениях.

Таким образом, в «Нобелевской лекции» Бродского отражены наиболее существенные взгляды поэта на искусство, литературу и поэзию. Искусство – инструмент для индивидуализации человека. Литература – способ заставить его думать. Поэзия – ветер свободы, подвластный только языку.