История, художественные моменты и технические тонкости
Немое кино по праву можно считать самой первой разновидностью данной отрасли искусства. Более того - оно было единственным видом кинематографа вплоть до появления звуковых фильмов.
Звуковые фильмы выделялись отдельно записанной фонограммой, которая воспроизводилась проигрывателем с пластинки. Устройство с аудиозаписью было соединено проводом с кинопроектором за счёт чего звуки, музыка и диалоги были слышны в задуманный режиссёром момент.
А вот немое кино не имело заранее записанной фонограммы - только живая музыка в исполнении одного музыканта либо же оркестра. Музыку писали специально под произведение. Зависимо от места показа кинофильма определялось наличие оркестровой ямы.
Если показ проводил более зажиточный скупщик плёнки, то в большинстве случаев яма имелась. Если же нет, то оркестр ограждали экраном или полотном, на которое проектировали сам фильм. Так достигался эффект «музыкальной картинки».
Первый публичный кинопоказ состоялся 22-го марта 1895 года и был, соответственно, первым показом немого кино. Фильм “Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер в Лионе” был показан в 44-ом доме на улице Ренн в Париже.
Сеанс был публичным - любой желающий мог присутствовать на нём совершенно бесплатно. Второй сеанс, но на этот раз уже платный, был проведён в “Гранд-кафе” 28-го декабря этого же года.
В показ входили целых 10 фильмов, которые были длиной около минуты каждый. Первая в мире кинокомедия “Политый поливальщик” также была продемонстрирована на показе. Не смотря на такой состав кассовые сборы не были высокими - всего лишь 35 франков. Однако это был первый в своём роде коммерческий показ. Второй состоялся буквально на следующий день и собрал огромную толпу желающих.
Самые первые киноплёнки были совсем недлинными - 50 футов или по-нашему около 15-ти метров, что составляло менее минуты времени на экране. Всему виной объём катушки с киноплёнкой “Эдисон-Кодак” и отсутствие в механизме по протяжке киноленты аппаратуры, благодаря которой этот механизм должен работать исправно на более длинной плёнке. Эта аппаратура называется “петля Латама” и без неё слишком длинная лента попросту рвётся.
В 1897 году проблема была решена, благодаря одноимённому изобретению Вудвила Латама. Но, при показе фильмов существовали и другие проблемы. Например, зрители очень быстро уставали от просмотра. Изображение было неустойчивым и сильно мелькало.
Так продолжалось до установления общего стандарта лопастей специального устройства, которое периодически прерывает световой поток, и перфорации (отверстий по краям плёнки, размещённых на равном расстоянии друг от друга). В 1908 году длина плёнки уже составляла 300 метров, что равняется 15-ти минутам просмотра фильма, частота равнялась 16-ти кадрам в секунду.
Ближе к Первой мировой войне фильмы начали удлиняться по времени и превышать один час. Этому поспособствовало введение технологии показа, при которой использовалось два проектора одновременно.
“Подлинная история банды Келли” - самый первый фильм, изданный полным метражом, выпущенный в 1906 году австралийцами. Он длился около 70-ти минут, а длина его плёнки составляла 1225 метров.
В эпоху "молчаливого" кино было создано множество технических решений, использующихся по сей день - к примеру, перфорация с двух сторон на 35-ти миллиметровой плёнке с длиной одного кадра в 19 миллиметров, на которой в то время выпускалось большинство кинофильмов.
Киноплёнка от немого кинематографа стала основой для "классического" формата фильмов со звуком, утверждённым всемирным стандартом в 1932 году. Изначально немой кинематограф представлял собой нечто экспериментальное и был создан для представления работы новых технологий.
В основном, фильмы были о борьбе, дрессированных животных, танцах и акробатике. Первое время кино было ярмарочным видом лёгкого заработка, целью которого было развеселить публику двигающимися картинками. Сюжет и сценарий был не важен. Владельцам заведений, показывающих фильмы, приходилось искать материал с более замысловатым и интересным сюжетом, а режиссёрам, соответственно, его снимать, потому как народ требовал большего.
Увы, но особого прогресса не произошло. Из новинок появилось только клишированное “метание торта” и падения актёров перед камерой.
До Первой мировой войны в таком кинематографе не снимались профессиональные актёры - только циркачи, театралы и работники эстрады.
Из-за отсутствия звукозаписи создатели лент искали возможности вести диалог со зрителем. Таким средством общения стала специфическая пантомима, мимические приёмы и жестикуляция. Позже появились интертитры, появляющиеся непосредственно перед кадром.
Немое кино называют “самой чистой формой кинематографа” когда-либо созданной человечеством. Добиваясь эффекта без звука немой кинематограф оставил огромное наследие в кинокультуре.
Сейчас в целости и сохранности только 25% от всех произведений тех времён.