Найти в Дзене
Вилли В.

Новая волна телефонного мошенничества

Фото взято из интернета
Фото взято из интернета

В сети все больше и больше появляется информации о телефонных мошенниках. Складывается такое ощущение, что ситуация уже выходит из-под контроля. Длительное время (где-то с середины года) не проходит и дня, чтобы не поступил один или несколько телефонных звонков, которые тут же обрываются. Обычно на такие звонки я не отвечаю, резонно полагая, что если кому-то очень нужно, то перезвонят. К тому же, эти входящие звонки не входят в мой список контактов, а значит звонят незнакомые мне люди. Иногда ради интереса я снимаю трубку, чтобы узнать, чего хотят. Большинство звонивших были с каких-то медицинских центров, которые предлагали пройти бесплатное обследование. По сути, тоже один из видов разводки на деньги, когда после такого "обследования" находят болезни, которые срочно нужно пролечить, иначе амба! Тут же идет разводка на дорогие лекарства, ненужные и платные процедуры и прочее... Иногда звонят из каких-то банков с предложениями услуг, что еще терпимо - можно просто отказаться и вежливо прервать разговор.

Но вот пару дней назад утром раздался звонок - молодой человек представился сотрудником безопасности нашего самого "народного" банка, что сразу напрягло (банк не последний в России, название на слуху...). Сказал, что у них имеется информация о попытке несанкционированных действий со счетом со стороны неизвестных лиц якобы в Воронеже. Тут я вспомнил все страшилки, которые ходят в сети, а также информацию, что сейчас озвучивают даже в городском транспорте о телефонных мошенниках, и сказав, что перезвоню чуть позже им, положил трубку.

Звонок пришел с номера +74951557485. Номер принадлежит оператору КантриКом в регионе г. Москва. По результатам проверки в интернете путем поиска в браузере удалось установить, что номер засветился впервые с 23 октября (особенно активно 24 октября - с него было наибольшее количество звонков - около 200, то есть позвонили примерно 200 гражданам). Если бы это был официальный служебный номер Сбербанка, то он бы работал уже длительное время каждый день. Все отзывы - отрицательные. По отзывам в интернете, звонившие представляются сотрудниками Сбера или Альфа (уже видно, что мошенники!). Выведывают данные карт, спрашивают о покупках по картам, паспортные данные, давали ли заявку на смену телефонного номера и прочую информацию. Таким образом, все сомнения рассеялись.

Что меня озадачило?

Во-первых, в телефоне прослушивался уличный шум, как будто "сотрудник" этот стоял или шел по улице. Представьте сами, будет ли настоящий сотрудник безопасности, который пытается четко выполнить свои обязанности и предупредить клиента, выходить на улицу и звонить по такому важному поводу? Наверно, такие вещи делаются в офисе. Не думаю, что он сидел рядом с открытым окном, спасаясь от жары - сейчас уже в не лето и в большинстве регионов температура не та, чтобы открывать окна.

Во-вторых, звонивший назвал меня по имени, а это значит, что база данных клиентов банка гуляет где-то в сети. Возможно, что мошенники берут номера с социальных сетей, сетей продажи товаров и других.

В-третьих, номер был не call-центра банка. Такая солидная организация не будет звонить клиентам с "некрасивого" номера.

В-четвертых, никто мне больше не перезвонил, а настоящие сотрудники по идее должны были, ведь в этом случае они еще не полностью выполнили свои обязанности и не обезопасили меня от мошенников.

Что я сделал?

Я набрал телефон настоящего банка, указанный на карте, и соединился с сотрудником банка. Правда, для этого пришлось выслушать информацию бота и попросить соединить с сотрудником, что удалось достаточно быстро. Изложил всю ситуацию и продиктовал номер, с которого был сделан звонок. Сотрудник сказал, что передаст их в службу безопасности банка. На вопрос, доведут ли до меня информацию о результатах проверки, получил ответ, что нет, так как такую информацию служба безопасности никому не доводит. А жаль! Было бы интересно и информативно со стороны банка, если бы такая официальная информация появлялась бы в СМИ.

Что делать в таких ситуациях?

Даже если всем известно, что нужно в таких ситуациях делать, не лишним будет еще раз напомнить.

1. Старайтесь никогда не снимать трубку, если звонок непродолжительный (меньше 5-10 сек) и тут же отбивается. Если звонившему действительно нужны вы, всегда перезвонят. На это часто попадаются пожилые люди, которые думают, что все звонки действительно важные и нужно обязательно ответить.

2. Если представляются сотрудниками банка, смело говорите, что вы сейчас перезвоните либо просто кладите трубку и сразу же звоните на официальные номера банка, указанные на обратной стороне карт, рассказывайте о ситуации. Не нужно, как предлагают некоторые, расспрашивать звонившего подробности, так как, во-первых, звонок может быть платным, во-вторых, звонивший может так втереться вам в доверие, что вы волей-неволей, расскажите случайно какую-нибудь важную информацию, за которую мошенникам можно ухватиться. Можно, но лучше не надо, как предлагают некоторые, уточнять Ф.И.О. звонившего, должность, название банка и прочее, так как все это выдумывается на ходу и реально ничем вам не поможет.

3. Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка».

4. Никогда не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды.

5. Занесите этот номер в разных видах (с +7 и отдельно с цифрой "8" перед номером в черный список своих контактов.

Проявляйте интерес к любой информацией о мошеннических схемах - когда-нибудь может пригодится!

Спасибо за внимание! Будьте бдительны! Не дайте никому себя обмануть!

Если статья оказалась полезной или интересной - нажмите на поднятый вверх палец!