Путин и Медведев объясняют, куда делись выделенные на него деньги
Один из выводов, который мы делаем, наблюдая за российской действительностью, заключается в следующем: у нас везде есть высококлассные профессионалы, но это не спасает систему в целом. Скажем, есть прекрасные врачи, но нет хорошей медицины для всех. И это странно, учитывая, сколько денег и усилий вложили руководители государства в здравоохранение, которое теперь они же начинают в который раз реставрировать. Если не сказать – реанимировать.
Нам очень нравится сайт kremlin.ru. Сколько духоподъёмных историй представлено на его страницах, сколько мудрых слов, высказанных главой государства и выслушанных внимательно внемлющими ему чиновниками, заставляют наполняться гордостью сердце каждого патриота!
Орально-ректальная терапия
Кто-то считает представленные на сайте материалы протокольными и скучными. Но мы уже описывали, какой значительный вклад вносят совещания у второго-четвёртого президента в развитие нашей экономики, повышение благосостояния населения, увеличение производительности труда (см. ссылку на то совещание… извините, на тот отчёт в конце нынешнего). В последнее время на самом высоком уровне много говорится о необходимости радикально улучшить качество здравоохранения, прежде всего на самом низком уровне – в так называемом первичном звене. То есть том, о котором на самом высоком уровне не имеют ни малейшего практического представления ввиду дистанции огромного размера между ними; от которого все, имеющие корпоративную медицинскую страховку или возможность пойти в частную поликлинику, бегут как чёрт от ладана; и который является безальтернативной возможностью получить хоть какую-то врачебную помощь для абсолютного большинства россиян.
С отеческой заботой о которых и было на днях проведено совещание между вторым-четвертым президентом и премьер-министром (и даже, если кто помнит, третьим президентом). Вчитайтесь, насколько высокосодержательна и исключительно полезна для повышения качества медицинского обслуживания граждан нашей отчизны следующая беседа!
В. Путин: Факт совершенно очевидный, что первичное звено здравоохранения – это часть здравоохранения в целом. <…> Всё‑таки основное количество людей идут за помощью в свои районные, межрайонные поликлиники и больницы.
Д. Медведев: Уважаемый Владимир Владимирович, Вы абсолютно справедливо обратили внимание некоторое время назад на то, что модернизация первичного звена всё‑таки не получила необходимого отражения в рамках той работы, которая ведётся. <…> Вы только что справедливо сказали, что абсолютное большинство граждан так или иначе обращается сначала именно в поликлинику или в больницу, в том числе в сельской местности, в небольших городах, в ЦРБ, в межрайонные больницы.
Модернизацию «первички» было бы правильно проводить как часть соответствующего национального проекта, сказал четвёртый президент, мечтающий совершить социально-экономический прорыв. Ради этого он намерен потратить на придуманные им 13 национальных проектов (включая здравоохранение) 25,7 трлн рублей за шесть лет, в том числе из федеральных ресурсов – 13 трлн рублей. Видимо, на них с нас собирают всё больше налогов и податей. И это при том, что в бытность вторым президентом он уже инициировал четыре приоритетных национальных проекта (включая здравоохранение). В 2006 году их реализация была отдана на откуп первому вице-премьеру, который должен был поднять своё реноме, чтобы успешно избраться третьим президентом.
То есть модернизировать первичное звено здравоохранения приходится в конце 2019 года – через 13 лет после того, как руководители государства начали им заниматься в первой итерации нацпроекта, на который за четыре года планировалось потратить более 400 млрд рублей. (Точную сумму оприходованных тогда средств определить не представляется возможным – во многом потому, что после избрания третьего президента в 2008 году и он сам, и временно оставивший главный пост второй, а впоследствии и четвёртый президент потеряли к нацпроектам интерес.)
Нужно отдать должное руководителям государства: они трезво и честно оценивают результаты своей деятельности в этой области. Вот как они завершили встречу друг с другом, высказавшись о причинах, по которым врачи поликлиник не могут нормально работать и жить, а их пациенты – нормально лечиться (и тоже жить):
В. Путин: Потому что, скажем, вот в этой области мы проводили реорганизацию или оказывали помощь первичному, кстати говоря, звену здравоохранения дважды, по сути, дважды с федерального уровня напрямую просто, напрямую. Потом это всё куда‑то уплывает: и материальная составляющая этого уровня здравоохранения, и уровень оплаты труда.
Д. Медведев: Обязательно это сделаем, Владимир Владимирович. И Вы абсолютно правильно сказали, мы действительно начиная с 2006 года ведь этой задачей занимались, а потом эти деньги как бы ушли, и от них не осталось следа. И такое ощущение, будто эта работа уже и напрасно проведена.
Росмедздрав и Рособразприсмотр
Но не только со своим бывшим сменщиком обсуждает президент насущные проблемы медицинской помощи. На заседании наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей» он поинтересовался у победителя конкурса «Лидеры России»: «А здравоохранение может работать как корпорация?»
Победитель, намеренный стать управленцем в медицинской сфере, заговорил о том, что «самым большим капиталом этой корпорации должна быть человекоориентированность, человекоцентричность, здоровье человека и его благосостояние в широком смысле этого понимания». Но президент не позволил отвлечь себя от сути вопроса (обсуждение представлено на том же kremlin.ru), заговорив более предметно: «В таком варианте <…> само здравоохранение как система оказания очень важных для человека услуг работает именно как корпорация со всеми зданиями, сооружениями, показателями и так далее». И сослался на успех госкорпорации «Росатом» (надо понимать, со всеми её зданиями, сооружениями в виде АЭС, показателями и так далее).
И это правильно. Ведь госкорпорации – это самый высокий уровень в отечественной экономике. Не чета какому-то малому, среднему, а порой даже и крупному бизнесу, который находится на самом низком уровне – в конце пищевой цепочки (мы имеем в виду – буквально, будучи отдан на кормление силовикам и на задавливание – госкорпорациям). Во главе госкорпораций стоят эффективные управленцы – друзья и верные соратники президента. У многих подросли дети, которые, без сомнения, правильно воспитаны и могут стать руководителями в тех областях, где госкорпорации ещё не созданы.
Ведь если в здравоохранении «деньги как бы ушли и от них не осталось следа», то это значит только одно – денежные потоки были организованы неправильно. Чтобы они шли тому, кому нужно… извините, туда, куда нужно, необходима, конечно, госкорпорация. Чтобы работа по перечислению бюджетных средств не была «проведена напрасно».
Надо бы ещё создать госкорпорацию в образовании. На самом низком уровне, детсадовском, услуга эта уже называется всего лишь «Присмотр и уход», а многие развивающие занятия проводятся за дополнительную плату (по крайней мере, так сейчас в Москве). На самом высоком уровне, в институтах и университетах, шансов поучиться бесплатно всё меньше. Но платежи распылены между разными организациями. Да и в средней школе, несмотря на нацпроекты (в тех же 2006-… и 2018-2024 гг.), непорядок – за уроки пока можно не платить.
Поэтому необходимо направить образовательные деньги в одно нужное и надёжное русло. Ведь отметил же президент, который 20 лет денно и нощно, как раб на галерах (по его же собственному меткому выражению), заботится о нашей отчизне, в конце разговора с премьер-министром о здравоохранении: «То же самое, кстати говоря, происходит и в сфере образования».
Так что пока Россия во многом остаётся страной невозможностей, и это необходимо срочно менять.
------------------------
Отказ от ответственности (сиречь, disclaimer): Представленные здесь мнения могут не совпадать с любыми другими и не являются офертой или предложением к покупке или продаже каких-либо ценных бумаг, товаров и услуг на любом рынке – финансовом, политическом, чёрном, рекламном, фермерском или рынке выходного дня, как и не являются призывом к какому-либо действию или бездействию.
Все права защищены © 2019