На днях, ко мне за консультацией обратился знакомый. Поехал на ремонт и понял, что «разводят на деньги». И, вроде бы, сервис, что называется «авторизованный» и, вроде, обращается не в первый раз, но… А главное, машину уже поставил, её разобрали и как теперь быть? Ведь ни договора, ни бумаги, что там было сломано и с чем обращался, ничего нет! И забрать невозможно, потому что, либо эвакуатор, что тоже деньги, либо пусть собирают, но за сборку-разборку платить. Да и можно ли будет ехать в другой сервис «своим ходом», а вдруг встанет по дороге? И как быть? Как защитить свои права и не переплатить втридорога? Как не оказаться «лохом»?
Итак, начинаем разбираться. Сервисы по ремонту автомобилей делятся на несколько групп. Есть так называемые «официалы» - т.е. сервисы при салонах, ориентированные на сервисное обслуживание конкретных марок.
Туда, как правило, обращаются за ТО (техническое обслуживание) новых автомобилей, купленных в салоне и находящихся на гарантии. Чаще всего по истечении 3-х лет (либо 100 тысяч километров), обращаться перестают. Почему? Потому что цена на такие услуги на 30% выше, чем в обычных сервисах. К тому же, политика производителя является превалирующей в части запасных частей, расходных материалов и т.д. иными словами, вместо ремонта вам просто меняют целиком узел или агрегат на новый. Естественно, за ваш счёт! Как мы все понимаем, экономика данного процесса не на стороне потребителя. Мастера обучены соблюдать данную технологию и, соответственно, ремонтировать не могут, да и не хотят. Зарплаты невысокие, поэтому, часто можно слышать истории о подмене хороших деталей на сломанные с других машин, залив отработанного масла и прочие. В связи с тем, что в ремонтную зону таких сервисов вход для посетителей запрещен – контроль со стороны клиента отсутствует. Остается верить и надеяться. Однако, с точки зрения юридического оформления документов – полный порядок. Перед постановкой машины на сервис мастер – приемщик заполняет заказ-наряд, где полностью прописаны все работы. Это дает Вам твердую уверенность в том, что при возникновении спорной ситуации у Вас на руках есть документ, которым можно руководствоваться при установлении истины. Вносить изменения в него можно только по согласованию с заказчиком. Поэтому, если вам показывают сломанную деталь и настаивают на ее замене, а вы в процессе эксплуатации отклонений в работе детали (узла, агрегата) не замечали, то не стоит немедленно соглашаться. Просите диагностическую карту (документ компьютерной диагностики а/м делается при поступлении в ремонтную зону перед началом работ), берите время «на подумать» и отказывайтесь от немедленной замены.
Следующая группа – сервисы, так сказать, «общего профиля». Достаточно распространенная категория сервисных центров. Квалификация специалистов не является предметом данной статьи, а вот юридическая сторона вопроса – да. Как правило, в этих предприятиях также используется порядок составления «заказ – наряда», главное надо помнить, что сначала вы оформляете его на диагностику конкретной проблемы. Далее, просите письменное заключение с описанием неполадки, стоимостью работ и запчастей. Так Вы избежите ситуации «развода на деньги», т.к. Вы заказали и оплатили конкретную услугу – «диагностика работы автомобиля» и на большее пока не согласны. Если на другом сервисе Вам напишут иные неполадки или вообще их не найдут – тогда можно предъявлять претензии по некачественно оказанной услуге. И в этом случае, у Вас на руках будет документ подтверждающий это. Чаще всего, мастер-приёмщик, уже по тому, как Вы строите диалог, что просите сделать и как оформить, делает вывод, что с Вами лучше обойтись честно. Поэтому использование данного подхода в разы сокращает соблазн на Вас нажиться. Сам принцип подобного общения в сервисе не вызывает негативного к Вам отношения, просто показывает Вас рациональным человеком и поэтому «обижаться» на Вас у приёмщика повода нет. И не старайтесь показаться более знающим в этих вопросах, это как раз и есть повод, «прощупав» вас, начать «разводить». Можно просто сказать: - «Вы посмотрите, посчитайте, а по итогу обсудим». Такая форма диалога оставляет мало шансов на дальнейшую «раскрутку» клиента на деньги.
И в финале нашего «обзора» - «гаражные автосервисы». Здесь принцип простой – только если мастер ваш хороший знакомый. Если знакомый знакомого либо того хуже знакомый того соседа, с которым вы пару раз виделись – то тут увы! Малознакомые люди, действующие без образования юридического лица , это благодатная почва для манипуляций Вами и Вашими деньгами. Ни к качеству работ, ни к качеству и стоимости запасных частей претензии не примут. Судебное разбирательство, в этом случае, также имеет весьма туманные перспективы. Именно в «гаражных» автосервисах не составляются никакие документы, оплата принимается «чёрным налом» и претензии никого не волнуют. Однако, если есть у «народного умельца» статус ИП (индивидуальный предприниматель), старайтесь также всё писать на бумаге и, главное, после расчётов получите чек на всю оплаченную сумму. Тогда, при негативном развитии событий, Вы сможете отстоять свои права в суде.
Всем удачи на дорогах!
Управляющий партнер компании «FLC».
Тихонов Игорь Александрович.