Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Почему в механизмах российских субмарин используется дерево?

Современная подводная лодка – это комплекс современнейших узлов и механизмов, которые требуют технологичных материалов. Лёгкие металлы и прочные синтетические соединения кажутся естественным выбором для создания судна, действующего под толщей воды. Но в некоторых аспектах природные материалы до сих пор оказываются незаменимыми. Сегодня мы поговорим о древесине, используемой при создании российских подлодок.

Б-402 «Вологда», проекта 877 – в ней, и последующих судах этого проекта используются деревянные вкладыши гребных винтов.
Б-402 «Вологда», проекта 877 – в ней, и последующих судах этого проекта используются деревянные вкладыши гребных винтов.

«Варшавянки» - советские и российские

В конце 1970-х инженеры ЦКБ «Рубин» представили основной проект 877 «Палтус» - дизель-электрические подлодки, отличающиеся малой шумностью, и современными средствами обнаружения. В ней отсутствуют дизельные двигатели надводного хода, и шумные насосы, используемые в атомных субмаринах. Это сделало подобные суда самыми малошумными во всём подводном флоте СССР\РФ, а на западе лодка получила прозвище «Чёрная дыра» - за свою скрытность. Другой особенностью субмарины стало использование древесины бакаут, из которой изготовлены направляющие главного вала гребного винта. Устаревшее решение? Не спешите!

Бакаутовые вкладыши в направляющих вала гребного винта подлодки проекта 636.3.
Бакаутовые вкладыши в направляющих вала гребного винта подлодки проекта 636.3.

Волшебное дерево

Деревья рода Guaiacum являются источником ценного бакаута – одной из самых твёрдых, прочных и тяжёлых пород древесины. Её плотность может достигать 1,4 грамма на кубический сантиметр (плотность стали – 7 граммов), а твёрдость по шкале Янка достигает 4500 единиц. Для сравнения – твёрдость красного дуба – «всего» 1290.

Американская субмарина USS Pampanito - первая подлодка с бакаутовыми втулками.
Американская субмарина USS Pampanito - первая подлодка с бакаутовыми втулками.

Второй особенностью бакаута является выделение естественной смазки, которая сохраняет материал от агрессивных сред, и снижает силу трения. Более того, смазка бакаута не высыхает. По этой причине бакаут использовался в различных механизмах – в частности, часовщик Джон Гаррисон изготавливал деревянные шестерни из бакаута, а турбины американской ГЭС Conowingo используют деревянные подшипники.

Блеск этого куска бакаутового дерева обусловлен выделением естественной смазки.
Блеск этого куска бакаутового дерева обусловлен выделением естественной смазки.

На подводный флот бакаут впервые попал тоже в США – подшипники гребного вала субмарины USS Pampanito времён Второй мировой тоже основаны на ценной породе древесины. Создатели же «Варшавянки» пошли иным путём, создав направляющие гребного вала из бакаута. В силу наличия естественной смазки, это позволяет использовать деталь на протяжении 20 лет – без дополнительного обслуживания. Деревянную оснастку для гребных валов создают в цехе №24, компании «Адмиралтейские верфи».