часть 33
Тут надо заметить, что к концу 50-х годов завод был способен выпускать куда более сложную продукцию.
Начиная с 1949 года, когда главным инженером СМЗ стал Владимир Иванович Баллод (и оставался на этом посту до 1973 года), на предприятии стали системно заниматься техническим перевооружением, механизацией ручного труда, повышением культуры производства, внедрением прогрессивных технологий.
Эти шаги поощрялись и руководством созданного в Свердловске в 1957 году Уральского совнархоза, в подчинение которому перешел завод.
В канун утверждения XXI съездом КПСС семилетнего плана развития народного хозяйства серовские машиностроители провели ряд серьезных мероприятий по развитию научно-технического прогресса.
Новшества, как и прежде, более всего коснулись кузнечнопрессового цеха.
В 1958 году здесь смонтировали рольганг к прессу «Пельс», еще одну кран-балку, построили нефтяную печь для нагрева заготовок, увеличили скорость рабочего хода гидропресса «Форкар».
На следующий год в цехе установили правильно-гибочный пресс, изготовленный своими силами транспортер для подачи штампованных заготовок в контейнер охлаждения.
Была пущена в эксплуатацию печь газовой цементации для бурового инструмента.
Вот как об этом вспоминает К.И. Якимов:
«До 1958 года цементацию проводили в пламенной 4й печи термического цеха. Для чего это нужно? Цементация, то есть насыщение поверхности изделий углеродом, делает продукцию прочнее, она меньше изнашивается. Но старый метод цементации был несовершенен. Брали 5—6-миллиметровое листовое железо, кроили его и делали специальные ящики. На 10-12 ящиков уходило, как правило, полтонны дорогостоящего металла. На их резку и сварку четверо квалифицированных рабочих затрачивали две полные смены. Затем эти ящики ставились на стеллажи, и женщины, еще одну смену, вели укупорку изделии. ящик весил уже около 60 кг. По толстым трубам и укупорку изделий. Каждый ящик весил уже около 60 кг. По толстым трубам укомплектованные ящики затаскивали в печь, в высокотемпературную камеру... К печам ставили самых опытных шуровщиков, таких, как К.Г. Ершов, которые за шесть часов нагоняли температуру до 1000-1100 градусов. Печь выдерживалась 4-5 часов, изделия проверили, и после они, вместе с печью, остывали примерно 16 часов. Цементация занимала почти столько же времени. Потом изделия попадали в ванну с горячей водой на промывку, это еще 6-7 часов. Затем нейтрализация (тоже в горячей воде, но уже без соды), испытания, проверка и - на комплектацию.
Одно описание процесса и то занимает немало места. Неужели нельзя облегчить и ускорить цементацию? В 1958 году завод выбил печь-реторту Ц-105. Под нее подготовили место, испытали, опробовали режим получения газа, а в 1959м запустили в работу. Главный выигрыш — колоссальная экономия времени, ликвидация грязного и пыльного производства».
Новинки появились и в других подразделениях предприятия. Цех No 2 приобрел перспектив ча ные станки TP-3 с резьбонарезными аппаратами.
Цех No 3, монтировавший первые полуавтоматические линии, приступил к выпуску нового бурового инструмента — колонковых труб в экспортном исполнении.
НТР шагнула даже в такие подразделения, как тарный и транспортный цехи, игравшие прежде лишь вспомогательную роль.
С 20 августа по 20 декабря на СМЗ был объявлен смотр технического уровня производства, самое активное участие в котором приняли ИТР, служащие заводоуправления.
И партком, игравший в жизни предприятия тогда весьма существенную роль, в том числе в управлении, в сугубо производственных делах, не остался в стороне от происходящих перемен.
Исполняя решения XXI съезда КПСС, партийный комитет завода, возглавляемый Ю.А. Рябковым, принял решение об образовании трех комиссий: по контролю хозяйственной деятельности администрации (председатель — И.К. Казаков), по контролю и содействию техническому прогрессу (В.И. Клюкин), по контролю и содействию капитальному строительству (В.Д. Семков).
С середины 1959 года СМЗ стал готовиться к выпуску новой, очень ответственной продукции, так называемой стальной арматуры — вентилей ДУ-6, ДУ-10, ДУ-15, ДУ-25.
Этот заказ был поручен цеху No 11. Клич «Надо!», как и в 30-е, 40-е годы, все еще действовал магически...
А оснастка?
А перестройка оборудования?
Как вписать новые технологические процессы в существующий производственный поток?
Между тем новая продукция коренным образом отличалась от предыдущей, она должна была соответствовать второму классу точности.
А значит, требовались более высокая квалификация кадров, более совершенное оборудование.
В одиночку цеху No 11 с этим было не справиться.
И снова молодому коллективу помог весь завод.
Впрочем, и в самом цехе уже были люди, в трудные моменты умевшие «вызывать огонь на себя».
Прежде всего это относится к слесарю-наладчику Г.Ф. Лыжину (за отличное знание техники и оборудования товарищи по цеху называли его не иначе как «доктор»), токарю А.М. Москвичевой, механику П.С. Баландину, сменному мастеру А.Н. Виноградову.