Оконная компания «Олкон» за 9 лет прошла путь от производства москитных сеток в гараже до предприятия с филиалами в нескольких регионах России. Основатель Олег Коноваленко рассказал, какие ошибки на старте загнали его в многомиллионные долги и что помогло спасти бизнес
Шаг за перспективой
«У меня было отложено 50 тысяч рублей, столько же у моего друга. Мы скинулись, купили стол для резки москитных сеток, комплектующие, какую-то ещё мебель и потихоньку начали работать в гараже», — рассказывает предприниматель Олег Коноваленко, основатель оконной компании «Олкон».
Сейчас предприятие производит пластиковые и алюминиевые окна, двери, балконы и лоджии. Решение начать своё дело Коноваленко принял спонтанно. Тогда, в 2010 году он работал торговым представителем в фирме по производству комплектующих для окон и дверей.
«Однажды понял, что достиг своего потолка как менеджер. Подумал: „Чем другие предприниматели лучше меня? Да ничем!“ И понял, что надо немедленно действовать»,
— вспоминает он
Перед увольнением Олег спросил своего руководителя о карьерных перспективах. Тот ответил, что в будущем можно стать руководителем филиала в другом городе. Но ждать и уезжать из Самары Коноваленко не хотел, поэтому начал выпускать москитные сетки. Компания получила название «КонСтал».
«Ежедневно приходили заказы на изготовление в среднем 100 штук, и это было очень круто. Вложив в дело 100 тысяч рублей на двоих, мы каждый день зарабатывали втрое больше», — вспоминает Коноваленко. По его словам, быстро «раскрутить» бизнес помогли оставшиеся с прошлой работы контакты клиентов, в том числе из других регионов.
Примерно через год Олег решил перейти на следующий уровень и занялся производством и продажей окон. Тогда же компания получила своё нынешнее название «Олкон». Друг и партнёр Олега по фирме «КонСтал» на тот момент ушёл из проекта и запустил собственный бизнес.
Суровый «Мясоroob»: как новосибирская бургерная захватывает Россию
В 2011 году в Самаре пластиковые окна были установлены примерно в 30–35 % домов, рынок казался огромным, а дело прибыльным, вспоминает Коноваленко. Но на этот раз далеко не всё получилось сразу.
В погоне за прибылью
«После успешного первого года, я решил, что всё могу. Например, мне пришло в голову взять часть денег из ещё неокрепшего оконного бизнеса и направить их на открытие других компаний, в частности интернет-магазина детских товаров», — вспоминает Коноваленко. «Распыление» загнало «Олкон» в кризис. Чтобы спасти компанию, предпринимателю пришлось заложить квартиру и машину, занять два миллиона рублей и взять несколько кредитов на общую сумму 1,5 миллиона рублей.
Рассчитаться с долгами и сохранить бизнес помогла постановка глобальной цели: создание компании с сетью филиалов по стране. «Я начинал бизнес, чтобы стать богатым. В первые два года сосредоточился только на зарабатывании денег, но при этом ушёл в глубокий минус. Спасение пришло благодаря переосмыслению: мне важнее не заработки по мелочи, а создание компании федерального уровня, не меньше. И когда сконцентрировался на этой цели, деньги пришли сами собой. Уже в 2013 году мне удалось погасить все долги», — рассказывает Коноваленко.
В 2012–2015-м годах предприятие активно наращивало дилерскую сеть. Первый иногородний офис компании открылся в 2016 году в Сызрани (Самарская область). Спустя несколько месяцев филиал «Олкона» заработал в Ульяновске. По словам Коноваленко, помогла выбранная тактика работы с клиентами: предприятие заключало много небольших контрактов с мелкими компаниями, а не несколько договоров с крупными заказчиками.
«Если „крупняк“ закроется или по каким-то причинам откажется сотрудничать, ваш бизнес исчезнет. А когда клиентов много, они вряд ли пропадут все в один момент. Такая система обеспечивает стабильную и долгосрочную работу. Точно так же и рынок одного города рано или поздно насыщается, поэтому надо выходить на новые», — объясняет Коноваленко.
Открывая филиалы в новых городах, предприниматель столкнулся c теми же проблемами, что и на старте в родной Самаре. Самой серьёзной из них оказался поиск единомышленников в команду. По словам Коноваленко, вскоре после запуска «Олкона» из компании уволились почти все сотрудники, 15 человек. Бизнесмен связывает это с тем, что предприятие погрязло в долгах, а перспективы выйти в прибыль были очень туманными. Тогда бизнесмен решил найти новую, но уже надёжную команду. «Специалистов надо подбирать штучно, и этот процесс не может быть быстрым. Важно объединить интересных людей, которые что-то могут делать лучше, чем я», — объясняет Коноваленко.
Как открыть культовую точку с шаурмой в своём городе
На создание устойчивого коллектива в Самаре, а затем и в других подразделениях компании ушло почти пяти лет. Ещё одна проблема, с которой столкнулся бизнесмен, — воровство. По его словам, сотрудники уносили деньги, материалы и «сливали» конкурентам контакты клиентов. Несколько работников ушли из «Олкона» и открыли свою фирму, используя украденные базы данных.
Для борьбы с недобросовестностью персонала на предприятии временно ввели две новые должности: контролёра, который выяснял, по каким причинам к конкурентам уходила часть клиентов, и тайного покупателя, проверяющего, не направляют ли менеджеры заказчиков в другие фирмы.
Выплыть из кризиса
Поиск решения внутренних проблем привёл предпринимателя к пониманию, как обходить конкурентов на рынке по всей России: сначала за счёт создания дилерских сетей, затем — открывая филиалы в других городах. Создавать сеть Коноваленко решил через франчайзинг. Первым партнёром в 2015 году стала компания из Нижнего Новгорода. К 2019 году количество франчайзи выросло до семи, предприятия открылись в Казани, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске, Челябинске и Воронеже. Скоро к списку добавится Саратов.
Правда, с двумя партнёрами «Олкон» вынужден был расторгнуть договоры франшизы из-за брака при монтаже окон и срывов сроков поставки. После этих инцидентов требования ужесточились. Теперь сотрудники головного офиса внимательно изучают управленческий опыт потенциального директора филиала, обращают внимание на наличие стартового капитала не меньше 1–1,5 миллиона рублей.
«Это гарантия того, что предприниматель чего-то достиг, а значит, и с нами он будет нормально сотрудничать. Ещё мы анализируем его соцсети. Если у человека пессимистичные посты, закрытая страница или профиль с минимумом информации, это определенным образом его характеризует», — Коноваленко.
Из разного Testa: чему учит предпринимателей провал проекта
Среди других условий работы по франшизе с «Олконом»: создание предприятия в городе с населением более 500 тысяч человек, паушальный взнос (единовременный платёж за покупку франшизы) в размере 250 тысяч рублей, 3 % ежемесячных роялти. Период окупаемости длится от 3 до 6 месяцев, а чистая прибыль составляет от 300 тысяч рублей в месяц.
О чём молчит бизнесмен
Помимо шести офисов, открытых по франшизе, у «Олкона» работают «дочки» в Самаре, Сызрани, Ульяновске и Москве. В общей сложности во всех офисах «Олкона» работает более 250 сотрудников, дилерская сеть компании включает больше 100 предприятий. За годы работы компании число клиентов достигло 50 тысяч. По итогам 2018 года выручка сети составила почти 375 миллионов рублей, к концу 2019-го ожидается вдвое больше — 750 миллионов рублей.
Только в Самаре, где находится головной офис, работает около 300 компаний такого же профиля, свидетельствуют данные «2ГИС». Производство, расположенное в этом городе, занимает 800 кв. метров, в смену выпускается 270 окон. По словам Коноваленко, в Самаре по этому показателю «Олкон» находится примерно на 3-м месте. В этом году организация планирует достроить новый цех и увеличить объёмы.
«У нас нет цели стать компанией № 1 в Самаре. Лучше мы будем лидерами в России: по охвату регионов, по числу клиентов и филиалов»,
— говорит Коноваленко
Наравне с компанией бизнесмен активно развивает и собственный медийный образ. Он рассказывает о своей работе в Инстаграме, «Вконтакте» и на ютьюб-канале. Совокупная аудитория составляет более 50 тысяч подписчиков. Вести соцсети Коноваленко начал 9 лет назад, практически одновременно с открытием собственного бизнеса. «Онлайн-дневник помог мне осмыслить собственный опыт. Я с детства много читал, пробовал что-то писать. Поэтому решил, что раз начинаю свой бизнес, почему бы не делиться этим в соцсетях», — вспоминает Коноваленко.
Весной 2018 года у предпринимателя вышла книга «О чём молчат бизнесмены» с подробной историей «Олкона». Несмотря на то, что книга продаётся в магазинах, для Коноваленко «это, скорее, некоммерческий проект», и серьёзный доход от книги он получить не планирует. Соцсети бизнесмен называет хобби, которое позитивно влияет на его бизнес.
«Клиенты знают, что мы абсолютно открыты и что любой человек может написать мне напрямую о любой проблеме, подключиться к дискуссии о бизнесе или задать вопрос о партнёрстве по франшизе. Пишут ежедневно, особенно активно — в Инстаграме. Эта открытость — наша сила, и я продолжу её развивать», — говорит Коновален