Мне часто кажется, что главная беда нашего кино не связана с технической стороной процесса. Уже давно все умеем — в драматургию, крутую съемку, монтаж, цветокоррекцию. Есть интересные идеи, герои и истории. Но все ещё большая проблема со смыслами, в которые это все складывается, и их актуальностью.
То есть душой и картинкой мы изо всех сил с Netflix’ом, но вот по части собственных месседжей — часто где-то на уровне советского школьного драмкружка.
Яркий пример — недавний победитель конкурса Web Start в рамках отечественного фестиваля веб-сериалов Realist Web (сам фест — прекрасная инициатива, долгие ей лета).
Участники конкретно этой секции должны были придумать и снять пилот прямо на месте проведения фестиваля, в Нижнем. Лучшим был выбран проект под названием «Дать или не дать», причём основным жюри конкурса (!).
И нет, в названии не заложено никакой постиронии или постмодернистской игры. Он ровно о том, о чем сказано.
Героиня — большегрудая искательница женского счастья, как его себе представляют авторы. Она буквально испытывает судьбу в Tinder, но дело идёт не так, как ей хочется (ей поступают лишь предложения о сексе). И тогда она обращается к коучу-мужчине, чтобы он вразумил и подсказал более верную стратегию поиска (конечно, мужчинам же виднее).
Ну тот ей и наконсультировал — «спрятать сиськи» (большая открытая грудь может же быть только у шлюхи, таких в музей и консерваторию не позовут) и смэтчиться с его, консультанта, корешом. В финале пилота (спойлер!) героиня счастлива, потому что «дала» этому своему новому знакомому.
Сейчас придётся немного врубить Антона Долина, простите, но, серьёзно, о чем нам сообщает этот нарратив?
- Женщина не знает, чего хочет (изначально заявляет, что «поговорить», а заканчивается все сексом), несмотря на два высших.
- Мужчина лучше знает, как женщине себя репрезентовать.
- Главная цель женщин — отношения и брак (в истории также фигурирует бывшая коуча, которая хвалится фактом предложения и успешностью нового суженого), в то время как мужчины работают и делают мир лучше.
Даже не знаю, отчего чувство испанского стыда сильнее — от самого этого видео, которое, кстати, технически неплохо написано и снято (в модном формате screenlife), или от радостных постов о победе представителей видной киношколы, где учились создатели проекта.
Или оттого, что это сделано молодыми кинематографистами из того самого поколения, которое вдохновляется контентом Netflix и HBO и ходит на митинги.