Найти в Дзене
Эпоха

Зачем Сталин спаивал подчиненных и что пил сам

Во времена правления отца народов были популярны поздние долгие застолья на Ближней дачи. И не мудрено, для вождя это был чуть ли не единственный способ отдохнуть от работы, да и грузинские корни давали о себе знать. Начинались такие посиделки в 9-10 часов вечера, именовались почему-то обедами и могли продлиться до 4-5-ти часов утра. Приглашались на них члены Политбюро, близкие соратники и дорогие гости. В целом, около 15-20 человек. Официантов не было, стол делился на две части — на одной половине выставлялись закуски, согласованные заранее, а на другой располагались приглашенные, каждый обслуживал себя сам. Алкоголь тоже присутствовал — коньяк, водка, вино — всё отечественного производства.   Все рассаживались кто как хотел, Сталин никогда не садился во главу стола, как бы подчеркивая неофициальный статус мероприятия. И если до смерти второй жены, Надежды Аллилуевой в 1932-м году, такие посиделки проходили очень скромно и никого на них пить не принуждали, то уже после они стали бол

Во времена правления отца народов были популярны поздние долгие застолья на Ближней дачи. И не мудрено, для вождя это был чуть ли не единственный способ отдохнуть от работы, да и грузинские корни давали о себе знать.

М.Хмелько «За великий русский народ»
М.Хмелько «За великий русский народ»

Начинались такие посиделки в 9-10 часов вечера, именовались почему-то обедами и могли продлиться до 4-5-ти часов утра. Приглашались на них члены Политбюро, близкие соратники и дорогие гости. В целом, около 15-20 человек. Официантов не было, стол делился на две части — на одной половине выставлялись закуски, согласованные заранее, а на другой располагались приглашенные, каждый обслуживал себя сам. Алкоголь тоже присутствовал — коньяк, водка, вино — всё отечественного производства. 

 Все рассаживались кто как хотел, Сталин никогда не садился во главу стола, как бы подчеркивая неофициальный статус мероприятия. И если до смерти второй жены, Надежды Аллилуевой в 1932-м году, такие посиделки проходили очень скромно и никого на них пить не принуждали, то уже после они стали более продолжительные и обильные. Причем и в плане алкоголя тоже — Сталин постоянно произносил тосты, после которых отказаться выпить было просто невозможно. И как, например, не пригубить за здоровье вождя? И никакие больные почки и запрет врачей не спасали-напивались все изрядно, кроме самого отца народов. Тот пить любил и умел. И случаев, когда Сталин терял над собой контроль можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сам Молотов, который был у власти более 30 лет и участвовал во всевозможных торжественных мероприятиях, вспоминал, что видел вождя "под градусом" лишь два раза — на поминках Жданова и на дне рождении генерала Штеменко. 

 Такое спаивание окружения было связано рядом причин. Во-первых, у пьяного развязывался язык и можно было сболтнуть лишнее. Таким образом вождь выведывал, что думают о нем подчиненные. Во-вторых, Иосиф Виссарионович тяжело переживал смерть супруги, находясь в глубокой депрессии, к тому же дети выросли и разъехались. И с помощью шумных компаний и алкоголя Сталин скрашивал свое одиночество. Сам он пил умеренно, отдавая предпочтение красным грузинским винам, нередко, особенно в зрелые годы разбавляя их водой. Мог также перед обедом пропустить одну-две рюмки водки или коньяку. Водку пил Московскую, коньяки - либо Тбилисский, либо Кизлярский. Бутылка вина у Сталина была своя, особая, этикетка на которой была напечатана на пишущей машинке. 

 Это породило споры о любимой марке правителя. Официальная советская пропаганда утверждала, что это Киндзмараули и Хванчкара — наиболее популярные в то время грузинские вины. Люди, знавшие Сталина лично говорили, что вкус у него был более изысканный - в летнее время он отдавал предпочтение белому вину-Цинандали, зимой — красному Телиани. Очень любил руководитель кахетинское вино Александреули, производимое рядом с родным селом Гори. Его специально доставляли авиарейсом из Грузии. Надо сказать, напиток этот капризный, от встряски может помутнеть и закиснуть, поэтому бочонки держали молодцы в звании не ниже подполковника НКВД, зажав его в коленках. Уже в старости, Иосиф Виссарионович отдавал предпочтение очень слабому, не более 4-х градусов, вину Манджари, называя его соком.

 К сожалению, уже в период сухого закона драгоценные виноградники вырубили, и мы потеряли те непревзойденные по вкусу грузинские вина. То, что делалось после было лишь жалкой пародией, от былого величия у них осталось только название. Лишь сейчас, в некоторых местах Грузии можно попробовать те оригинальные вина, любимые вождем, но до нас они уже не доходят.