Посмотрел фильм «Господин никто» (2009) режиссера Жако Ван Дормаля. В ролях: Джаред Лето, Диана Крюгер, Сали Полли.
Это очень красивый фильм длительностью два с половиной часа. Режиссерская и операторская работа великолепны!
Практически каждый кадр мог бы украсить рекламный плакат или обложку глянцевого журнала. Давно я не видел таких красивых фильмов! Я бы даже попытался сравнивать — но не в плане поиска плагиата, а скорее корней — этот фильм с работами Питера Гринуэя. Вполне вероятно, в мой адрес будут возражения, но на самом деле корни тут совершенно очевидны; возможно, это даже не продолжение тенденций, а витающая в воздухе стилистика, но ее присутствие безусловно.
Сюжет фильма структурно выстроен, но при просмотре это довольно трудно почувствовать. Рождается ребенок и, как писал французский писатель Бернард Вербер в «Империи Ангелов» (мы рассказывали о его книгах нашим читателям), чтобы он забыл свои прошлые жизни, ангелы прикладывают к его губам пальцы. Но однажды ангел этого не сделал. Нам понятно, что такое невозможно, — ангел лишен свободы воли, и у него нет шансов заслужить или не заслужить ее в этом мире, а значит, так поступить по замыслу он не мог. Но на то и фильм, чтобы говорить о невозможном; для многих людей и вовсе Иисус — Бог.
Далее этот ребенок, являясь архитектором нескольких жизней, совершает выбор: догнать поезд и остаться с мамой или же не догнать его и остаться с отцом. От этого выбора зависит некий набор его последующих жизней. Зрителю показывается довольно живописный набор прожитых жизней, которые упираются в разные точки выбора. Обо всём этом вспоминает 118-летний старик, который оказался в новом обществе. Это общество «практического бессмертия», когда люди оказываются в ситуации бесконечной жизни. Понятно, что такое общество деградирует ударными темпами и даже наше современное гораздо приятнее, хотя, разумеется, такое трудно представить…
На протяжении фильма спутницами героя становятся Анна, Элиза, Джин, и выстраивание отношений с ними определяет его жизнь. Здесь можно сказать, что правильнее было бы говорить о кошках, отношения с которыми важнее, но автор, видимо, страдал аллергией и не понимал, как важны кошки… Последние в кадре всё-таки появляются, но слишком редко.
Режиссер пытается играть с цветом. Девушки — спутницы героя в разных жизнях — одеты в платья разного цвета. Эти цвета определяют психолого-эмоциональную окраску жизни с каждой из них. Не слишком ли большая роль для женщины? Возможно, малое количество кошек — это единственная моя претензия к фильму. Понятно, что и смысла в нём немного, но не стоит за это упрекать режиссера. Каждый, кто сталкивался с отделом продаж и его менеджерами, хорошо понимает, что среднестатистический человек — как в России, так и на Западе — не может удержать в голове даже одну простую мысль, и чтобы быть успешным, нужно опуститься до уровня зрителя.
Вообще фильм набит мыслями, которые стали банальностями, — от «эффекта бабочки» до «врожденных страхов» и всеобщей энтропии, исходящей из второго закона термодинамики. Выражены они довольно привычно для зрителя, и считать их мыслями могут толко те, кто склонен к разговору с телевизором и не отягощен способностями к анализу. Но тем не менее такие детали придают фильму приятный флер интеллектуальности.
Фильм изобилует красивыми кадрами. Не случайно именно за технические достижения он получил основные награды на фестивалях, которые, впрочем, весьма скромны. Однако фильм к просмотру можно рекомендовать смело.