У каждого взрослого человека есть свои особенные воспоминания, не правда ли? Западает в память какой-нибудь эпизод из детства, к примеру. И зачастую это вовсе не эпохальное событие, в всего лишь бытовая ситуация, о которой и рассказывать-то, собственно, не обязательно. Но вот сидит этот эпизод в голове, не отпускает. И через это пустяковое вроде бы воспоминание в сознании остается ощущение атмосферы целой эпохи... Ушедшей, увы, эпохи.
Алешинские казармы.
В Москве, на берегу реки, в очень живописном месте, до 1996 г. существовала городская гауптвахта - Алешинские казармы. Знамениты они были тем, что в здесь около года (в 1834 г.) отсиживал свой срок разбуженный декабристами Герцен. Более сорока лет назад я жил рядом и часто с другими мальчишками проникал внутрь. Нас не особо гоняли и иногда даже разрешали пройти сквозь полосу препятствий. Самым же шиком у нас считалось пробраться на хорошо охраняемую территорию самой гауптвахты. Ну, или хотя бы залезть на забор.
Гудрон.
Как известно, кто гудрону не едал, тот и жизни не видал. Мальчишки семидесятых, помните это чудное лакомство, созданное химиками-нефтяниками? Жевательной резинки не было, а гудрон как раз восполнял нам этот пробел. Мы его жевали, да.
Солдат и рубль.
Ну вот, собственно, мы и добрались до воспоминания.
Однажды, жарким летним днем, я понял, что гудрон на крышах гаражей близ казарм уже достаточно расплавился, созрел и его можно заготавливать и употреблять. Решил я, короче, нажраться гудрону. Походив по крышам гаражей, я пришел к неутешительному выводу: конкуренты самые жирные куски уже собрали. Но мальчишеский максимализм не позволил мне смириться с этим фактом, поэтому я пошел на рискованный шаг - взобрался сначала на стену, а потом и на крышу пристройки гауптвахты. Там с радостью обнаружил, что место вполне гудронное. Увлекся сбором. И тут услышал грозное: "Руки вверх!".
Передо мной стоял солдат азиатской внешности, одетый по форме номер два - с голым торсом. Я сразу и не понял кто он - беглец или часовой, "забивший" на службу и решивший позагорать. Впрочем, я и до сих пор не понимаю.
Солдат строго на меня смотрел, а я ожидал ареста, ибо чувствовал себя вражеским шпионом. Узнав чем я тут занимаюсь, солдат усмехнулся и подобрел. А дальше произошло нечто неожиданное. Солдат достал из кармана целый рубль, протянул его мне и произнес: "Сгоняй в магазин, купи мне хлеба, газировки и конфет."
Целый рубль! Отдает! Неизвестному мальчику! Я его кину, точно кину!
Вы, надеюсь, помните что в семидесятые можно было купить на рубль и какой огромной суммой был этот рубль для мальчишки!
- Да, блин, это же 13 стаканчиков фруктового мороженого!
- 10 походов в кино!
- Почти 2 самолетика на веревочке с вращающимся пропеллером!
- 25 пирожков с повидлом или 10 пирожков с мясом!
Список продолжать не буду, советские люди сами все помнят, а несоветские меня не читают.:)
Сомнения.
До ближайшего магазина я шел 13 минут. Даже если бы я и решил своровать этот упавший с неба рубль, я все равно пошел бы в магазин.
В пути меня терзали сомнения. Кто он мне? Кто он вообще такой? Что делает на крыше? Почему в одних штанах? Зачем мне поверил?
И знаете, я вдруг понял, что не смогу умыкнуть рубль у советского солдата, физически не могу. Вот дома стащить мелочь могу, а у солдата не могу. И я купил ему на рубль лимонад "Буратино" (по-моему, 25 коп., но точно уже не помню), батон белого за 7 коп. и пакетик карамели в сахаре.
Вернулся. Отдал купленное. Солдат поделился со мной хлебом, дал несколько конфет.
Вот больше сорока лет прошло, а мне этот эпизод до сих пор вспоминается. Солдат дает первому встречному мальчишке целый рубль. Хулиганистый мальчишка в итоге покупает ему лакомства и возвращается.
Так все просто, надежно, по-советски.