Многие сейчас не понимают, что характер информационной среды в эпоху так называемых рыночных отношений существенно изменился. Общественная инфо-среда изменилась, так как изменились основные ценности людей. Возникли совершенно новые мотивации и, как следствие, появились другие реакции у массового потребителя. Это произошло потому, что у людей изменились главные ценности. Если раньше, в советском и пост-советском обществе главными ценностями считались репутация, честность и порядочность, то в условиях развивающегося капитализма, главными ценностями становятся успешность, всеобщее внимание и деньги. В соответствии с этим, начали меняться и закономерности новой, уже, капиталистической информационной среды. Понимание этих новых закономерностей и новых информационных реалий особенно важно для тех, кто хочет делать или зарабатывать деньги в области пиар-менеджмента, и развивать своё паблисити. Для лучшего понимания, в чем суть этих новых реалий и новой информационной среды приведём несколько наглядных примеров.
Первый пример, это «феномен Жириновского». Смотрите, с одной стороны, он ведёт себя в публичном пространстве не просто вызывающе , а порой, даже, и откровенно нагло. Он постоянно эпатирует и провоцирует публичные скандалы. Он нисколько не щадит любых оппонентов, и не стесняется в выражениях. Он говорит порой чудовищные вещи, и притом так, что у многих это вызывает естественную неприязнь и осуждение. Он получил ярлык «политического клоуна». Многие его начинают просто ненавидеть, а другие презирать, и что? Повредило ли это его популярности на уровне медийного пространства? Нисколько! Даже, скорее, наоборот!
Второй пример – Алексей Навальный. На чём построил свою популярность и за счёт чего он стал «медийной фигурой»? Он довольно цинично и нагло эксплуатирует то обстоятельство, что большинство людей, завистливы к чужому богатству и болезненно воспринимают успешность всех, кроме себя! Особенно, если сами они не богаты и не особенно успешны. При таком раскладе, возбудить в них гнев и возмущение по отношению к другим, более богатым и успешным не составляет особого труда. И даже доказывать порой ничего не надо. Достаточно только громко заявить о том, что богатства нажиты, не совсем честно, как возникает буря общественного возмущения. Порой, на голом месте, на основании одной уверенности большинства, что живя честно в наше время никого богатства, не приобретёшь, и от трудов праведных не построишь палат каменных. Сегодня в управленческих структурах, и тем более, в бизнесе, везде повальное воровство и коррупция, так что удивительного в том, что еще один высокопоставленный чиновник оказался вором и взяточником?! И всё! И доказывать дальше уже ничего не надо! Его пример и его популярность стали настолько очевидны, что такое явление, как Навальный породило целую генерацию последователей и подражателей. Хочешь сегодня сделаться известным, создай свой канал на Ютьбе и начинай кого-нибудь публично разоблачать! И всё! Через несколько месяцев ты уже «медийная фигура». Любят ли люди за это Навального и других «разоблачителей»? Нет, конечно! Но люди их поддерживают, потому что считают их деятельность для себя выгодной, и направленной на всеобщее, а значит и их личное благо.
Третий пример, это скандальный актёр Алексей Панин, который начиная еще с 2011 года, как будто специально устраивает скандалы, то в ресторанах, то в самолётах, почему-то не особенно беспокоясь о том, как он при этом выглядит в глазах окружающих, и плюёт на свою репутацию. А чего бы это, вдруг?! А просто он давно всё, как говорится, понял. И понял он при этом то, что сегодня не особенно важно, как тебя оценивает публика, хвалит она тебя, ругает, или даже, ненавидит. Главное, что о тебе все говорят и пишут.
Обо всём этом гениально выразился еще герой романа Ильфа и Петрова, Остап Бендер. Как он говорил? По больше, нахальства! Людям это нравится!
Таким образом, каковы же отличительные и характерные черты новой информационной реальности развивающегося в России рынка? Это, во-первых то, что цинизм и некоторое, даже бесстыдство, это теперь отнюдь не помеха в достижении популярности и медийности. Это, скорее, быстрый и короткий путь к успеху и эффективный инструмент для паблисити.
Другой важной отличительной чертой «новой информационной реальности становится «сознательное создание отрицательного образа». Да, сегодняшний Герой нашего времени, это уже не «добрый доктор Айболит», не Дядя Стёпа милиционер, и не Белоснежка. Герой сегодня, это Анти-герой, и это уже, даже, не Печорин, и не Онегин. Это удачливый молодой мошенник, сумевший "кинуть" несколько банков или фирм, и сколотивший себе первоначальный капиталец, или брутальный подонок. Именно такой образ эксплуатирует, скажем, популярная группа "Отпетые мошенники". Таковы сегодняшние реалии того, что называется "Новой Информационной Средой", и те, кто решил работать в этих реалиях должны учитывать её главные параметры и уметь их использовать в своей рекламной деятельности или при запуске пиар-компаний. Как? Об этом мы поговорим в следующих материалах на данную тему.