Под тунеядством в советской стране понимали паразитический образ жизни — когда свыше 4 месяцев подряд (или в течение 1 года в общей сложности) трудоспособный гражданин жил на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда (ст. 209 УК РСФСР). Самой известной жертвой указа стал И. Бродский: раздражавшего власть поэта осудили на максимально возможные «5 лет принудительного труда в отдалённой местности» и отправили в Архангельскую обл. Уголовная статья за тунеядство исчезла вместе с самим СССР в декабре 1991 г. В нынешней России труд является лишь правом человека, но не обязанностью.
Сегодня тунеядцев в России миллионы. Не все безработные сидят дома поневоле. Русские часто не хотят менять место жительства, заниматься «таджикским» трудом — мести улицы или пахать на стройке.
В деревнях множество народа просто жрёт водку и даже редиску ленится выращивать. Да, статьи за тунеядство больше нет. Мы гордимся своими свободами — в том числе свободой бездельничать и напиваться. Но что в этом хорошего? В обществе должны быть стимулы, которые заставляют всех работать.