Найти в Дзене
Астроном_я

Видимое ничто

ВИДИМОЕ НИЧТО Вестники ужаса. «В лето 7127 (1618 – примечание моё) бысть знамение велие: на небесах явися над самою Москвою звезда. Величиною же она бяше, како и прочие звезды, светлостию же она сих звезд светлее. Она же стояше над Москвою, хвост же у нее бяше велик. И стояше на Польскую и на Немецкие земли хвостом. От самой же звезды поиде хвост узок, и от часу же нача распространятися; и хвосту распространившися яко на поприще. Царь же и людие все, видя такое знамение на небесех, вельми ужасошася. Чаяху, что сие есть знамение московскому царству, и страшахуся от королевича, что в тое же пору пришед под Москву. Мудрые же люди философы о той звезде стаху толковати, что та есть звезда не к погибели московскому государству, но к радости и к тишине. О той де звезде толкуется: как она стоит главою над которым государством, ни которова же мятежа в том государстве не живет, а на кои государства она стоит хвостом, в тех же государствах бывает всякое нестроение и бывает кровопролитие многое и
Комета С/2011 L4. Фотография сделана 2 марта 2013 года над Куинстауном, Новая Зеландия
Комета С/2011 L4. Фотография сделана 2 марта 2013 года над Куинстауном, Новая Зеландия

ВИДИМОЕ НИЧТО

Вестники ужаса.

«В лето 7127 (1618 – примечание моё) бысть знамение велие: на небесах явися над самою Москвою звезда. Величиною же она бяше, како и прочие звезды, светлостию же она сих звезд светлее. Она же стояше над Москвою, хвост же у нее бяше велик. И стояше на Польскую и на Немецкие земли хвостом. От самой же звезды поиде хвост узок, и от часу же нача распространятися; и хвосту распространившися яко на поприще. Царь же и людие все, видя такое знамение на небесех, вельми ужасошася. Чаяху, что сие есть знамение московскому царству, и страшахуся от королевича, что в тое же пору пришед под Москву. Мудрые же люди философы о той звезде стаху толковати, что та есть звезда не к погибели московскому государству, но к радости и к тишине. О той де звезде толкуется: как она стоит главою над которым государством, ни которова же мятежа в том государстве не живет, а на кои государства она стоит хвостом, в тех же государствах бывает всякое нестроение и бывает кровопролитие многое и междоусобные брани и войны великие меж ними. Також толкование и сбысться».

Так писал старый русский летописец, и это далеко не единственное описание появления на небе странного объекта. Мы называем его комета. Какие только последствия этому не пророчили мудрецы тех времён. Посмотрите, что увидел Симон Гуляр, он написал это о комете 1527 года.

Страсти-мордасти.
Страсти-мордасти.

«Она навела столь великий ужас, что иные от страха умерли, а другие захворали. Сотни людей видели её, и всем она казалась кровавого цвета и длинной. На вершине её различали согнутую руку, держащую тяжёлый меч и как бы стремящуюся им поразить. Над остриём меча сверкало три звезды, и та, что прикасалась к нему, превосходила своим блеском остальные. По обеим сторонам от лучей кометы видели множество секир, кинжалов и окровавленных шпаг, среди которых множество отрубленных голов со взъерошенными волосами и бородами производили страшное зрелище.

И дальше Гуляр добавляет: «И что же видела вся Европа в продолжение шестидесяти трёх лет, если не пагубные последствия этого ужасного предвестия!»

В общем, говоря языком древне- и раннесредневекового обывателя, комета предвещала несчастье, но чем же можно смягчить её нрав? Только слезами раскаяния и жертвами в пользу храмов. И иногда это помогало...

И такое отношение к кометам продолжалось и в 18-м веке. Так известный математик Иоганн Бернулли в своём «Рассуждении о комете» предсказывал, что комета 1680 г. возвратится, произведя страшный погром на Земле, 17 мая 1719 г. Очень язвительно высказывался об этой панике великий сатирик Вольтер: «Если Иоганн Бернулли и ошибся, предсказав конец света, то всего лишь на 54 года и три дня. Отсюда ясно, что благоразумие велит ждать конца света или 20 числа этого месяца 1773 г., или ещё через несколько лет, в каком-нибудь месяце какого-нибудь года. Если же конец света и в этот день не наступит, то всё-таки можно надеяться, что если что отложено, то оно ещё не потеряно...» Кстати, тогда же известный математик Даниил Бернулли в своём сочинении «Система комет» заявил, что «если тело кометы не служит видимым признаком божьего гнева, то хвост её очень может им служить».

К всеобщему прискорбию, мы должны признать, что такая серость в этом вопросе продолжается и сейчас.

(Продолжение следует...)