Можно отправиться в Мадрид на лодке, и, попав в Эль-Ретиро, увидеть глобус высотой с небоскреб. Ле Корбюзье разрушил большую часть барселонского Равала и наполнил его рационалистическими зданиями. В Валенсии есть купол, почти такой же большой, как купол Святого Петра в Ватикане. Севилья - рай для призов. И Бильбао изменился навсегда благодаря 80-метровому стеклянному кубу, в так называемом эффекте Альхондиги.
Все это могло бы быть, если бы события развивались по-другому. Самым недавним примером этого является последний фильм Квентина Тарантино « Однажды в Голливуде», в котором рассказывается о событиях, связанных с одним из самых знаменитых преступлений двадцатого века.
Все эти архитектурные планы были одобрены и должны были быть построены до тех пор, пока их не побеспокоил последний поворот событий.
1. Стеклянный куб в Бильбао
Бывший в употреблении винный склад с историческим фасадом в районе Индаутсу в Бильбао на протяжении десятилетий был одной из самых элегантных руин в этой стране. Сегодня здесь находится Azkuna Zentroa, культурный центр, созданный в результате ударной волны Гуггенхайма. Но задолго до того, как были рассмотрены другие возможности для строительства.
Наиболее поразительным был проект Хосе Мария Горордо, мэра города, стоявшего у власти между 1987 и 1990 годами и запомнившегося легким манией величия. Размышляя масштабно, Горордо направил проект скульптору Хорхе Отейзе. Ему посоветовали к нему обратиться Хуан Даниэль Фуллаондо и Франсиско Хавьер Саенсом де Ойза, с которыми он уже работал в святилище Аранцазу.
Предлагалось объединить гигантскую стеклянную и кубическую структуру в стиле геодезических куполов Баки Фуллера, которые будут выделяться из широкого горизонта Бильбао. Идея привела к значительному противостоянию между гражданами и профессионалами, что привело к последовательным изменениям в первоначальной идее и отказу от проекта. 80-метровый куб так и не был построен, мэр Горордо подал в отставку из-за отсутствия поддержки в собственной партии и в итоге создал свою, но это уже другая история. История, которая подводит нас к настоящему, заканчивается тем, что француз Филипп Старк разрабатывает изощренный гаджет в стиле ретро для детей и взрослых в Альгондига-де-Бильбао.
2. Весь мир в Эль-Ретиро
Баскский архитектор и инженер Альберто де Паласио и Элиссаг (1856-1939) знамениты такими символическими работами, как висячий мост Португалете, дворец Веласкеса и Кристал в Мадридском Ретиро или оригинальная станция Аточа. Но его подлинный кристалл собирался стать глобусом - внимание - высотой 200 метров, посаженным как космический корабль посреди парка Ретиро.
Сначала он был призван отметить на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года подвиг Христофора Колумба в своем четвертом столетии, но, не окончательно обосновавшись в североамериканском городе, Де Паласио нацелился на Мадрид. Сфера будет опираться на не менее колоссальное бетонное основание, а у ее ног будет построено несколько зданий. Он был бы окружен смотровой площадкой, и из-за обледенения на горе в, очевидно, была устроена каравелла.
Жители Мадрида были взволнованы памятником, который собирался высмеять Эйфелеву башню, пока он не был отменен по бюджетным причинам. Взамен у нас есть скучный нео-бербелевский постамент Плаза-де-Колон, намного ниже воображения и смелости генуэзского моряка.
3. Мать всех куполов в Валенсии
Покровительница Валенсии Богородица Отрекшихся не могла согласиться ни на что. На самой центральной площади Богородицы в городе Турия под ее вызовом уже был собор в стиле барокко, но в 1930 году это, должно быть, показалось мало для валенсийцев, которые объявили конкурс на расширение ее с заднего фасада. Победил Кастельонский архитектор Висенте Травер, который в двадцатом веке спроектировал купол, готовый конкурировать с куполами Сан-Педро-дель-Ватикано и Санта-Мария-деи-Фьоре во Флоренции. Почти 100 метров высотой сооружение, которое было бы покрыто синей плиткой, чтобы соответствовать цвету неба. Гражданская война усекла проект. Он собирался возобновить в шестидесятых, но появление римских останков на сайте дало окончательный переплет к этому вопросу.
4. Властелин конфликтов: три башни
Идея заключалась в том, чтобы короновать Город искусств и наук Валенсию вместе с правительством. Самая высокая башня будет иметь высоту более 300 метров, а две другие - до 266 и 220. Ее цвет, соответствующий окружению, будет ярко-белым, с извилистыми и стилизованными формами, и будет называться Валенсия, Кастельон и Аликанте. Его стоимость 450 миллионов евро. Эта последняя деталь была решающей для ее отмены. Вместо этого была построена телекоммуникационная башня, которая была спроектирована в 1995 году.
Продолжение статьи читайте здесь