(начало см.в рассказах «Кризис», «Голос», «К директору», «Разговор»)
- Не спится? – спросил «голос».
- Как видишь, - ответил Артур. - Тебе, смотрю, тоже не особо до сна.
- Ну я как и ты, компанию заодно составляю.
- Ну да, ну да.
Осенние ночи
особо тоскливые и особо тёмные. Уже нет летней лёгкости, градусы за окном со скоростью паровоза стремятся к нулевому рубежу, ни звёзд, ни луны, только тучи. От фонарей толку никакого, да они и не работают. «Экономия городских средств», - как было объявлено по ТВ. Да уж снесли тогда бы, а то только место занимают.
- Скорее бы уже снег выпал что ли, - подумал Артур, - с ним как-то хоть посветлее будет. А то эта вечная грязь и жижа под ногами уже надоели. Да и обувь не казённая.
Ночь началась рано.
Обычно день превращается в серые сумерки и эта серость тянется до бесконечности долго. Сегодня же как по команде за пару минут на город опустилась глубокая, черная, беспросветная ночь. «Мгла накрыла…», - вспомнил Артур строчку из любимого романа.
- Завтра этот пень ждёт от меня какого-то ответа, - начал Артур, - я вот думаю, точнее, прекрасно понимаю, что уходить нужно в любом случае. Работа эта уже достала. По первости ещё было интересно, был стимул, да и руководство тогда было не чета этому. Были какие-то планы, решения, движение вперёд. А потом пришла новая власть. которая одним своим «нам это не надо» угробила все начинания прошлых лет. Последние три года я только и делал, что пытался объяснить необходимость своей работы. Не конкретно моей, а работы всего направления. Её важность в современных реалиях. Но тщетно. «Нам это не нужно», - звучало из всех высоких кабинетов. Конечно, куда проще поставить лишний пост охраны, обнести всё колючей проволокой, а сотрудников запугать своими связями в полиции и прочих властных структурах, чтобы вообще никто даже пальцем не смел пошевелить без ведома начальников. Эх, такое направление угробили, бакланы.
- Да не переживай ты так, - успокаивал «голос». – Обидно, досадно, печально, но не смертельно же, найдёшь другое место.
- Да понятно, что найду. Но я к этому как-то прикипел что ли. Я же с самого начала в этом направлении был. С нуля. Коллектив хороший потом подобрался. Все как-то друг за друга, все вместе. Дни рождения друг друга отмечали. А потом бац… И ничего. Кто сам ушёл, кого довели новые главнюки. Меня так вообще просто выкинуть хотели.
- Ну не получилось же, - ободряюще заметил «голос».
- Куда им. Они же думают, что раз кресло заняли, то им всё можно. Да вот хрен там. Иногда нужно головой думать, а не одним местом.
- Так у них голова там и находится! – воскликнул «голос». - А на плечах так, для видимости пустая коробка с глазами и ушами.
- Что делать-то будем?
- Валить!
- Куда?
- На волю!
- Вопросов больше не имею, - улыбнулся Артур.
Артур больше не удивлялся своему общению с внутренним «голосом». За прошедшие сутки он к нему даже как-то привык, хотя, казалось бы, времени прошло всего ничего.
- Слушай, - начал Артур, - а ты чего раньше не объявлялся? Ну в смысле, вот в детстве, говоришь, ты был, потом-то куда делся?
- Ты потом в рост пошёл. Переходный период, девочки, компании, все дела. Не до внутренних голосов тебе было. Потом университет, там тоже жизнь весёлая.
- Нет, погоди, так потом же работа началась, - возразил Артур.
- Ну ты ж сам говорил, что сначала всё нравилось, всё хорошо было.
- А ты, типа, появляешься только тогда, когда у человека всё плохо что ли?
- Не совсем. Не когда всё плохо, а когда человек начинает по сторонам смотреть. То есть не только на повседневные рутинные дела внимание обращает, но и о смысле жизни задумываться начинает, о правильности выбранного пути.
- О, как. Ты хочешь сказать, что до вчерашнего (уже) дня я о смысле жизни не задумывался?
- Задумывался, но поверхностно. Тебя это не особо волновало. А вот вчера проснулся и что ты почувствовал?
- Что всё. Приплыли.
- Вот. А мне это как сигнал был, что тоже просыпаться пора.
- Ясно. Но погоди. Ты же меня сначала переубедить пытался?
- Ну у меня правила такие. Сначала, чтобы не напугать «клиента», нужно постараться вернуть его в его же привычный мир. Ну а если мои веские доводы не помогают, значит всё, матрица дала сбой, пора вытаскивать парня на свет.
- Матрица…хм…а ведь похоже. Столько лет жил недалеко от работы. Каждое утро пешком прогуливался прямой дорогой до проходной, потом на автомате шёл в свой светлый кабинет, садился за компьютер и делал-делал, что-то всё делал. Думал, что во благо. А вчера как-то прямо да. Как подменили. И дорога уже не такая прямая. И кабинет не такой светлый. И компьютер как-то жужжит странно. Матрица дала сбой. Действительно.
- Зеваешь? – заметил «голос».
- Есть такое. Полночи сидим, а ничего путного не придумали ещё.
- Ну ничего, давай ка спать лучше. Утро вечера сам знаешь, того этого.
- Ага.
«Мгла накрыла…», - пронеслось в голове у Артура, прежде чем он окончательно ушёл в режим сна.