Найти тему

Амвросий Бучма - Украинский, кинематограф обязан этому великолепному мастеру за огромный вклад в его развитие

1926 -1930 годы. Вдохновленный взлет Украинского национального киноискусства этих лет нельзя себе представить не вспомнив имени Амвросия Максимилиановича Бучмы.

Он оставил театр, чтобы сниматься в кино. Было создано полтора десятка фильмов с его участием большинство фильмов, в которых он снялся в главных ролях, об Украине, об истории этой страны, о судьбах ее трудового народа. 

   https://day.kyiv.ua/sites/default/files/main/openpublish_article/20030912/4161-20-1_0.jpg
https://day.kyiv.ua/sites/default/files/main/openpublish_article/20030912/4161-20-1_0.jpg

Лучшие актерские работы, Бучмы вошли в классику советского киноискусства, в первую очередь, это образы, Гордея Ярощука в фильме "Ночной извозчик" и немецкого солдата фильме в  "Арсенал".

 https://img.teleguide.info/film/68/68180/8.jpg
https://img.teleguide.info/film/68/68180/8.jpg

Сюжет фильма "Ночной извозчик" мелодраматичен, неглубок, и лишь исполинское дарование Бучмы позволило поднять центральный образ до высоких социальных обобщений, превратить мелодраму в драму социальную.

Фильм, рассказывает историю о том, как в годы гражданской войны старый одесский извозчик, стремясь спасти свою дочь от влияния революционеров, невольно выдает ее полиции. После ее расстрела прозрев, осознав смысл, происходящих событий мстит убийцам.

С психологически глубоким был глубоким многогранным образом Ярощука соперничает по филигранному мастерству тонкому актерскому искусству образ, возникший в одном из эпизодов блистательной поэмы Довженко "Арсенал" -  образ немецкого солдата.

 https://uamodna.com/assets/articles/image/f/u/n/fun8r41b/fullsize.jpg
https://uamodna.com/assets/articles/image/f/u/n/fun8r41b/fullsize.jpg

Он яркое выражение другой стороны дарования актера -  способности к лаконичному, точному выражению. Полминуты идет на экране эпизод, в котором участвует Бучма. Немецкий солдат отравленный веселящим газом срывает с себя противогаз, корчится от страшного смеха, не в силах остановиться. Срывает каску, жалкий и ужасный в своем нервическом припадке. И еще раз показал солдата Довженко уже мертвого.

Здесь нет характера, нет психологии, это образ-символ, страстный антимилитаристический призыв, выраженный в кинематографической пантомиме.

В 1943 году, А. Бучма начинает сниматься в фильме С. Эйзенштейна "Иван Грозный". Актер только что вернулся с фронта, где в течение 42 года руководил фронтовой бригадой актеров театра имени Франко. Художник-патриот, он полон мыслей впечатлений, рожденных войной. Чувствует острую необходимость многомиллионной аудитории.

 https://www.kino-teatr.ru/acter/album/8689/334997.jpg
https://www.kino-teatr.ru/acter/album/8689/334997.jpg

Бучма играл роль царского любимца, опричника Алексея Басманова. Это был сложный образ "Пушкарский начальник" -  простой, не родовитый человек, волевой, талантливый становится видным военачальником. Царским советником. Ненависть к боярам патриотизм делают его ближайшим сподвижником Ивана, однако неуемное честолюбие, стяжательство приводит к трагическому концу.

По приказу царя его убивает сын- опричник, казненных свою очередь. Но поскольку сценарий весь поставлен не был,  образ в фильме оказался проще, патриотические мотивы стали ведущими. Этот сильный человек, горд, непреклонен и самоотвержен своей преданности Русскому государству.

С покоряющая простотой и силой, лепит образ актер. Трудно забыть суровое лицо, Алексея Басманова, мужественность которого подчеркнута тяжелым военным шлемом, его уверенную и неторопливую речь, темную строгую фигуру.

Сцены из эпизодов взятия Казани сцена, в которой он говорит Ивану о необходимости окружить себя железным кольцом и отдает в опричнину своего сына, сыграно актером с огромной внутренней силой.

Свободно и страстно прозвучала у Бучмы, патриотическая тема в фильмах о Великой Отечественной войне. Вскоре после освобождения Киева он снимается на киевской студии в фильме  "Непокоренные"  Образ Тараса Яценко воплощение народного гнева, ненависти к фашизму, страстного стремления к труду, и счастью. Коренастый, неуклюжий с большими черными руками с лицом суровым и нежным,  Тарас запоминается надолго.

Тараса Яценко актер рисует постепенно, развертывает перед зрителем богатый характер, но Бучма умеет создать яркий сильный образ и в одном, двух эпизодах фильма. Именно так выполнен им образ советского человека, патриота в картине "Подвиг разведчика".

Агроном Лещук - старый скромный человек, поглощенный заботами о своих малолетних внуках в меру своих сил помогает он советским подпольщикам, осуществляя их связь с партизанами. Но в его слабом теле живет непреклонная воля к борьбе, всепоглощающая любовь к родине, даже под угрозой смерти, он отказывается выдавать товарищей. Вот медленно идет, ожидая выстрела в спину, но допрашивающий его человек друг уезжает.

Услышав шум, машины Лещук еще как бы нехотя оборачивается и мы видим лицо его лицо человека уже отрешившегося от жизни, теперь вновь возвращающегося к ней. Его глаза широко открыты в них предсмертная тоска и пробуждающееся сознание спасения. Нет таких движений человеческой другие души, которые не смог передать Бучма просто, мягко, зримо.

В 1956 году, последнем году своей жизни уже прикованный к постели тяжело больной Бучма, консультировал экранизацию по повести Коцюбинского, "Фата Моргана"... это было любимое им произведения Украинской литературы.

Бучма был актером театра и кино, режиссером педагогом воспитавшим несколько поколений Украинских актеров, Украинский, кинематограф обязан этому великолепному мастеру тем, что внес в кино высокую актерскую культуру. Традиции Украинского искусства. принес разнообразие национальных типов, выполнив в актерском искусстве Украинского кино, ту миссию, какую выполнил в режиссуре с еще большей полнотой и размахом Довженко.