1926 -1930 годы. Вдохновленный взлет Украинского национального киноискусства этих лет нельзя себе представить не вспомнив имени Амвросия Максимилиановича Бучмы.
Он оставил театр, чтобы сниматься в кино. Было создано полтора десятка фильмов с его участием большинство фильмов, в которых он снялся в главных ролях, об Украине, об истории этой страны, о судьбах ее трудового народа.
Лучшие актерские работы, Бучмы вошли в классику советского киноискусства, в первую очередь, это образы, Гордея Ярощука в фильме "Ночной извозчик" и немецкого солдата фильме в "Арсенал".
Сюжет фильма "Ночной извозчик" мелодраматичен, неглубок, и лишь исполинское дарование Бучмы позволило поднять центральный образ до высоких социальных обобщений, превратить мелодраму в драму социальную.
Фильм, рассказывает историю о том, как в годы гражданской войны старый одесский извозчик, стремясь спасти свою дочь от влияния революционеров, невольно выдает ее полиции. После ее расстрела прозрев, осознав смысл, происходящих событий мстит убийцам.
С психологически глубоким был глубоким многогранным образом Ярощука соперничает по филигранному мастерству тонкому актерскому искусству образ, возникший в одном из эпизодов блистательной поэмы Довженко "Арсенал" - образ немецкого солдата.
Он яркое выражение другой стороны дарования актера - способности к лаконичному, точному выражению. Полминуты идет на экране эпизод, в котором участвует Бучма. Немецкий солдат отравленный веселящим газом срывает с себя противогаз, корчится от страшного смеха, не в силах остановиться. Срывает каску, жалкий и ужасный в своем нервическом припадке. И еще раз показал солдата Довженко уже мертвого.
Здесь нет характера, нет психологии, это образ-символ, страстный антимилитаристический призыв, выраженный в кинематографической пантомиме.
В 1943 году, А. Бучма начинает сниматься в фильме С. Эйзенштейна "Иван Грозный". Актер только что вернулся с фронта, где в течение 42 года руководил фронтовой бригадой актеров театра имени Франко. Художник-патриот, он полон мыслей впечатлений, рожденных войной. Чувствует острую необходимость многомиллионной аудитории.
Бучма играл роль царского любимца, опричника Алексея Басманова. Это был сложный образ "Пушкарский начальник" - простой, не родовитый человек, волевой, талантливый становится видным военачальником. Царским советником. Ненависть к боярам патриотизм делают его ближайшим сподвижником Ивана, однако неуемное честолюбие, стяжательство приводит к трагическому концу.
По приказу царя его убивает сын- опричник, казненных свою очередь. Но поскольку сценарий весь поставлен не был, образ в фильме оказался проще, патриотические мотивы стали ведущими. Этот сильный человек, горд, непреклонен и самоотвержен своей преданности Русскому государству.
С покоряющая простотой и силой, лепит образ актер. Трудно забыть суровое лицо, Алексея Басманова, мужественность которого подчеркнута тяжелым военным шлемом, его уверенную и неторопливую речь, темную строгую фигуру.
Сцены из эпизодов взятия Казани сцена, в которой он говорит Ивану о необходимости окружить себя железным кольцом и отдает в опричнину своего сына, сыграно актером с огромной внутренней силой.
Свободно и страстно прозвучала у Бучмы, патриотическая тема в фильмах о Великой Отечественной войне. Вскоре после освобождения Киева он снимается на киевской студии в фильме "Непокоренные" Образ Тараса Яценко воплощение народного гнева, ненависти к фашизму, страстного стремления к труду, и счастью. Коренастый, неуклюжий с большими черными руками с лицом суровым и нежным, Тарас запоминается надолго.
Тараса Яценко актер рисует постепенно, развертывает перед зрителем богатый характер, но Бучма умеет создать яркий сильный образ и в одном, двух эпизодах фильма. Именно так выполнен им образ советского человека, патриота в картине "Подвиг разведчика".
Агроном Лещук - старый скромный человек, поглощенный заботами о своих малолетних внуках в меру своих сил помогает он советским подпольщикам, осуществляя их связь с партизанами. Но в его слабом теле живет непреклонная воля к борьбе, всепоглощающая любовь к родине, даже под угрозой смерти, он отказывается выдавать товарищей. Вот медленно идет, ожидая выстрела в спину, но допрашивающий его человек друг уезжает.
Услышав шум, машины Лещук еще как бы нехотя оборачивается и мы видим лицо его лицо человека уже отрешившегося от жизни, теперь вновь возвращающегося к ней. Его глаза широко открыты в них предсмертная тоска и пробуждающееся сознание спасения. Нет таких движений человеческой другие души, которые не смог передать Бучма просто, мягко, зримо.
В 1956 году, последнем году своей жизни уже прикованный к постели тяжело больной Бучма, консультировал экранизацию по повести Коцюбинского, "Фата Моргана"... это было любимое им произведения Украинской литературы.
Бучма был актером театра и кино, режиссером педагогом воспитавшим несколько поколений Украинских актеров, Украинский, кинематограф обязан этому великолепному мастеру тем, что внес в кино высокую актерскую культуру. Традиции Украинского искусства. принес разнообразие национальных типов, выполнив в актерском искусстве Украинского кино, ту миссию, какую выполнил в режиссуре с еще большей полнотой и размахом Довженко.