Как формировались первые антиеврейские настроения в Греции и Риме можно почитать здесь. Далее мы разобрали, как появление христианства, формируясь путем отрицания учений евреев, заложило прочную основу для антисемитизма.
Сегодня поговорим о переломном моменте для христианской религии и о том, как император Феодосий изменил ход еврейской истории.
Христианство в Римской Империи и переворот в мировой истории
В первые годы своего существования христианство столкнулось с огромными трудностями. Римская Империя была еще языческой, и существование единого Бога, когда традиционно существовал целый пантеон богов, долгое время считалось кощунством и оскорблением чувств верующих.
Последователи Христа то терпели гонения, то имели возможность проповедовать свою новою религию. Зависело это от равнодушия императора, который был у власти. То есть если император был равнодушен к новой религии, то христианство расширялось. Если нет, то первых христиан преследовали гонения. Но и они формировали культ святых и мучеников, что также в какой-то степени способствовало распространению религии.
Стабильность наступила в 306 году с приходом к власти императора Константина Великого. Он относился к новой религии скорее даже положительно, так как его мать была христианкой, и в 313 году подписал Миланский эдикт, который запрещал преследования христиан и провозглашал терпимость к новой религии на территории всей Римской Империи.
Проходит еще, по меркам истории, немного времени, и в 380 году император Феодосий провозглашает христианство официальной религией империи. Начинается новая страница в мировой истории.
Феномен богоубийства
Вспомним, как последователи Христа пришли к традиции "Против иудеев" для формирования своей религии. Естественно, при новом порядке Империи иудеи стали сталкиваться с нетерпимостью и своеобразными ограничениями.
В трудах богословов того времени можно найти огромное количество упреков в том, что еврейский народ не принял послания Иисуса, из чего следует, что евреи коллективно ответственны за убийство Бога.
Иудеи умертвили Сына твоего Владыки, а ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том же месте? Когда узнаешь, что кто-нибудь иудействует, — останови, объяви о нём, чтобы тебе и самому не подвергнуться вместе с ним опасности
(с) Иоанн Златоуст. Против иудеев
Более интересно, что происходит с трактовкой древних текстов в то время. В новозаветных Евангелиях особенно подчеркивается роль Понтия Пилата в смерти Иисуса, и, как мы до сих пор видим, символ креста, на котором распяли сына божьего. То есть во основном вина за смерть Иисуса лежала на римлянах: казнь через распятие была характерна только для римлян и только в этот конкретный период времени. Но поскольку Империя теперь христианская, римляне автоматически не могут быть в этой смерти виновными. Происходит своеобразное переложение вины с уверовавших римлян на не уверовавших евреев. С этого момента евреи в христианстве четко ассоциируются с богоубийцами.
Посмотрим на эту мозаику VI века. Иисус одет в униформу римского военного офицера. Одна нога у него за змее, другая на льве - отсылка к Ветхому Завету. То есть еврейские писания присваиваются христианами как свои собственные. На табличке в переводе с латыни значится "Я есмь путь и истина и жизнь," - цитата из Евангелия от Иоанна. Через плечо у него посох, на котором тоненькая перекладина - как мы понимаем, отсылка к распятию. Но это не полноценный крест, а что-то очень незначительное: распятие в христианской Империи, по понятным причинам, не играет большой роли.
Таким образом, вскоре после принятия христианства Римской Империей евреи сталкиваются с первыми серьезными проявлениями антисемитизма. И у нас появляется первый стереотип - богоубийцы.