И будет приведён к священнику Аарону или к одному из его сыновей-священников.( Ваикра13:2)
Нужно понять, почему прокажённый должен идти к именно коэну( священнику), тогда как со всеми остальными вопросами о нечистоте идут к раввину? Это объясняет Хафец Хаим. Причина того, что человек получает проказу,-- «лашон ара», который он говорил. А причина, почему он говорил «лашон ара» заключается в том, что он недооценивал значения слов, не понимал силу влияния речи на творение. Поэтому он идёт к коэну, и если тот безграмотный, они идут к раввину, и прокажённый видит, как раввин говорит коэну, каков закон, и как только коэн произносит:«Нечист», это слово производит нечистоту прокажённого со всеми вытекающими из этого последствиями(пока коэн не постановил нечистоту, прокажённый не является нечистым: не оскверняет одежду и еду, имеет право быть в Иерусалиме и т.д—п.р.), теперь он понимает насколько велика сила слов и будет остерегатьcя. По мотивам Хафец Хаима.
Человек(адам), если будет на коже его тела … . (Ваикра 13:2) В Зоаре объясняется, что адам, -- это одно из 4-х слов, которыми называют человека, и оно обозначает человека самого высоко уровня, как сказано: «Вы мой скот, скот моей патсвы, человек(адам) вы»(Ехезкель 34:31), и так учится из этого посука в трактате Евомот(סא.) вы называетесь человеком(адам), а идолопоклонники(имеется ввиду все остальные народы, это видно там из контекста—п.р) не называются человеком(адам). А если так, то не понятно, почему Тора написала про того, кто поражён проказой, используя слово адам, ведь написано в гмаре Эрхин(טו:), что проказой наказывают за «лашон ара» или за кровопролитие? Что бы ответить на этот вопрос, нужно понять ещё одну вещь: почему сегодня нету проказы, неужели мы лучше прежних времён? Видимо, ответ таков. 248 органов человека( так написано в гмаре, нужно знать только по какому точно принципу разделяют тело на органы—п.р.)соответствуют 248 активным заповедям. И если человек делает этим органом мицву, то этим он освещает данный орган. Про это сказано( Бамидбар 15:40): «… И сделаете все мицвот и будете святы…». И соответственно, когда человек делает грех, то орган, которым он грешил, покрывается духовной нечистотой. А проказа—это внешнее её проявление. У больших людей их святость выталкивала нечистоту наружу. «Так как нет человека,который не согрешит» (Малахим 1 8:46), то грех – это не доказательство его низости. Но праведнику Всевышний помогает, его нечистота выходит наружу, и ему легче исправится и очистится от неё. Т.е. получается, что проказа—это признак величия человека, его близости ко Всевышнему. А подлец наоборот, у него уже столько грехов, что лишний грех не выделяется на общем фоне, поэтому сегодня, когда так много говорят «лашон ара», он уже не проявляется внешне, тшуву сделать намного труднее, а если вовремя не исправится, то наказание будет потом и несоизмеримо страшнее. По мотивам «Пардес Йосеф».
Весь обратился в белый—чист.(13:13) Так как, белое пятно является признаком нечистоты по постановлению Торы, нужно понять почему вдруг, когда всё тело стало белым—он чист? Однако, отсюда можно выучить, насколько противна Всевышнему гордыня и насколько желанна ему смирение и скромность. В танахе рассказывается такая история про Ахава, царя Израиля(Малахим 1 21). Ахав сделал много преступлений перед Всевышним. Однажды он очень возжелал поле одного из уважаемых жителей столицы Невота. Тот наотрез отказался продавать наследие отцов. Тогда жена Ахава подстроила ложный суд, который приговорил его к смерти. После этого случая Всевышний приказал пророку Элияу спустится навстречу Ахаву и передать ему от имени Ашема следующее: «На том месте, где собаки лакали кровь Невота, там же будут лакать собаки твою кровь», и ещё много плохого про всю его семью см.там. Ахав, услышав это пророчество, разорвал одежды, одел мешковину, постился и т.п. .После этого у Элияу было вторичное пророчество: «Ну, ты видел? Ахав смирился предо Мной. Из-за того, что он смирился, Я не наведу всё то зло, что обещал в дни его жизни … ».(Как известно, плохое пророчество Всевышний может отменить—п.р.) Мы видим из этой истории, что смирение перед Всевышним может отменить плохое постановление, тем более его оттянуть на долгое время. Известна гмара Эрхин(טז.-טו:), что проказой наказывают за «лашон ара» или за кровопролитие. Наказание прокажённого написано в Торе: «Будет сидеть в одиночестве вне стана»(Ваикра 13:46). Раши дополняет: «Что бы остальные нечистые не были вместе с ним». Таким образом, будучи совершенно наедине, он сможет обдумать свои поступки и прийти к раскаянию о своём великом грехе, смирится перед Всевышним и сделает тшуву и вылечится. Однако всё это необходимо для обычного прокажённого, который имеет одно-два пятна, он всё ещё может думать, что это—случайность, упрямиться и не делать тшуву. Поэтому Тора приказала выслать его за пределы 3-х станов, и «ссылка» вместе с одиночеством и проказой помогут ему понять, что это наказание от Б-га и смирить свою гордыню. Однако если она распространилась на всё тело от головы до пят, наверняка его сердце вздрогнет, ему уже не нужна ссылка. Человек, у которого покрылось всё тело проказой, не будет думать, что это случайность, он смирится перед Всевышним также сильно, как это сделал Ахав, поэтому «Весь обратился в белый—чист», ему не нужно больше наказания, его смирение – это его искупление. По мотивам Хафец Хаима.
Дорогой читатель. Все «ворты», которые Вы прочитали, говорят о тяжести греха «Лашон Ара». Рав Ицхак Блазер, ученик р. Исраеля Саланта, собравший и издавший его сочинения, приводит в предисловии от имени нескольких больших мудрецов, что начало любого духовного подъёма – пробуждение страха перед наказанием Всевышнего за грехи(это включает страх потерять величайшее удовольствие награды за мицву). Так давайте используем эту главу, что бы приучить себя бояться наказания за «Лашон Ара». Давайте задумаемся. Все жертвы, которые приносят за грех, это путь исправления повреждений, нанесённых нашей душе, совершённым нами грехом. Если мы не исправим его здесь, то «курс лечения» придётся пройти в гееноме, а там –все операции очень-очень болезненны. Так вот, за большинство преступлений – достаточно обычной жертвы(+ тшува). Внимательно читайте главу и обратите внимание, сколько дополнительных операций должно произойти, пока прокажённый закончит с этой историей. Это показывает, насколько серьёзнее душевное заболевание говорящих «Лашон Ара», какое сложное комплексное речение оно требует, и соответсвенно насколко ужаснее будет «лечение в геенме» за него, относительно других грехов. Сегодня, к нашему горю и стыду, нету Храма, нам никто не поможет, никто не напомнит, ведь наш Отец ведёт себя так, как будто Он нас почти оставил. Только настоящая тшува, которая очень трудна, может спасти от страшных наказаний даже без жертвоприношений и прочих операций, которые связаны с нечистотой. Так давайте станем реальнее, возьмём наше будущее в свои руки, начнём войну за выживание с этим подлецом Ецер Ара,-- и постараемся хоть чуть-чуть следить за своей речью, что бы не говорить дурных слов, не говорить ничего пошлого, и наконец, не говорить про наших братьев евреев ничего плохого, кроме, разумеется, редчайших случаев, когда это мицва.