Найти тему
ActivityEdu

Почему уволят директора школы, который пойдет по финскому пути

Оглавление

Большой интерес аудитории на конференции EdCrunch-2019 вызвал доклад «Проверенные уроки: чему можно научиться у финской системы образования» Паси Сальберга, одного из создателей финской школьной образовательной системы, профессора Гарвардского университета и университета Нового Южного Уэльса в Сиднее. Почему Финляндия находится на лидирующих позициях по результатам PISA и получится ли у директора российской школы воспользоваться советами и рекомендациями финского эксперта – мнение нашего обозревателя.

Общие черты середняков PISA

Господин Сальберг начал выступление с напоминания о высоких результатах, которые 15-летние финские школьники уже много лет демонстрируют в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Напомню, что в рамках исследования PISA оценивается грамотность чтения и понимания текстов, математическая и естественно-научная грамотность.

Финляндия в рейтинге PISA занимает лидирующие позиции, Россия стабильно находится в середняках (в 2015 году – 28-е место среди 70 стран, участвовавших в исследовании). В середняках держатся и такие, например, страны, как США, Франция, Англия, Швеция, Израиль. Очевидно, что средние результаты учащихся из этих стран обусловлены не плохим финансированием школьного образования. Тогда чем?

Финский эксперт выделил несколько общих черт образования стран, позиции которых в рейтинге последние несколько лет не улучшаются:

  • конкуренция между школами;
  • упор на базовые предметы и знания;
  • ориентация на стандартное тестирование;
  • жесткий контроль за деятельностью школ со стороны министерств и ведомств.

По сути дела, эти страны (США, Англия и некоторые другие) придерживаются идей глобального движения за реформирование образования (Global Education Reform Movement – GERM), неофициального плана реформ, нацеленного на совершенствование систем образования. 

Нет ли у вас ощущения, что идеи GERM соответствуют базовым принципам и российской школьной образовательной системы?

Кстати, germ в переводе с английского – «микроб», и господин Сальберг, играя словами, подмечает, что образовательные системы, базирующиеся на идеях GERM, «заражены микробом».

Какие «лекарства» можно прописать школам-середнякам

Если есть «микробы», то должны быть и «лекарства».

Уроки Финляндии помогут вам уничтожить 99,9% микробов.
Паси Сальберг

Финский эксперт в качестве «лекарств» предлагает следующие действия:

  • отказаться от конкуренции между школами в пользу сотрудничества;
  • гармонично развивать личность учащегося (музыка, физкультура, театр, коммуникативные навыки);
  • в большей степени доверять школам и учителям, чем отчетности;
  • ограничивать стандартные тесты до необходимого минимума;
  • обеспечивать равенство не только образовательных возможностей, но и результатов;
  • совершенствовать подготовку учителей.
Современная финская система образования, в отличие от многих других образовательных систем, не заражена рыночной конкуренцией и внедрением стандартизированных тестов.
Паси Сальберг

Пойти по финскому пути рискнет не каждый

Редакция ActivityEdu неоднократно обращалась к теме финского школьного образования. В частности, мы предлагали поразмышлять, подойдет ли России финская модель школьного образования, и рассказывали об отказе от предметов и переходе к явление-ориентированному обучению.

Полагаю, многим нашим читателям не так сложно будет представить себя на месте директора российской школы, решившего воспользоваться «лекарствами», приготовленными по рецептам Паси Сальберга. И совсем не сложно предположить, что проработает директор образовательной организации в этой должности лишь до момента отказа от одного из стандартных тестирований, например ВПР. 

Можно сколько угодно рассуждать о необходимости доверять школам и учителям, но деятельность Минпросвещения и Рособрнадзора построена не на доверии, а на жестком учете и контроле: достаточно вспомнить количество отчетов и документов, которые школы обязаны регулярно предоставлять в вышестоящие инстанции.

Пожалуй, лишь директор частной школы мог бы, да и то только частично, воспользоваться советами и рекомендациями господина Сальберга и опереться на «уроки Финляндии». Почему частично? Потому что государственную итоговую аттестацию никто не отменял: в 9-м классе нужно сдавать ОГЭ, а в 11-м – ЕГЭ. 

Достоинства и недостатки финской модели

Никогда не считал себя приверженцем финской модели школьного образования, но некоторые ее особенности и параметры вызывают у меня восторг: заработная плата помощника преподавателя – от 2500 евро, а учителя-предметника с магистерской степенью – до 5000 евро; классы по 15–20 человек; индивидуальные учебные планы; отсутствие постоянных чиновничьих проверок.

Мне также импонирует стремление финнов опираться на высокопрофессиональных, высокообразованных учителей, получивших университетское образование и обладающих степенью магистра, привлекаемых в школы и удерживаемых в них значимой социальной ролью профессии учителя.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что финны добились колоссальных успехов в подтягивании слабых школьников до среднего уровня, отказавшись от незыблемого, казалось бы, постулата «не каждого можно всему научить». Кстати, о том, почему важно учить всех, мы рассказывали в статье «Ямбург и Мюррей: одаренные уедут – останутся те, кого недоучили» .

Разумеется, финны хорошо понимали, что, скажем, обучение школьников с ОВЗ будет успешным лишь в том случае, если их затруднения и индивидуальные недостатки будут вовремя установлены и преодолены, поэтому коррекционное образование быстро стало неотъемлемой частью школьных программ, а во всех общинах и школах работают специалисты, обученные помогать учащимся с особыми потребностями. Мировой опыт обучения детей с ОВЗ рассмотрен в статье «Инклюзия, которая работает».

И в то же время, ни на мгновение не забывая о колоссальных достижениях финнов и восхищаясь проделанной работой, не могу не отметить, что финская школьная образовательная система имеет, на мой взгляд, существенный недостаток: она не способствует выявлению и развитию талантов у детей.

Параллельное существование российской и финской моделей

Мне близка идея разнообразия школ, подходов, методик. С моей точки зрения, дети вместе с родителями должны иметь возможность выбора подходящей именно им образовательной организации.

Уверен, что школы, построенные и функционирующие на принципах, составляющих основу финского школьного образования, пользовались бы популярностью в нашей стране. Но в то же время я знаю многих родителей, которым гораздо ближе российский подход, характеризующийся конкуренцией и фундаментальным изучением общеобразовательных предметов. Я уже не говорю о тех семьях, в которых растут дети, чьи способности к математике или иностранным языкам, биологии или литературе, физике или истории проявились довольно рано и явно. В крупных городах России такие дети, как правило, имеют возможность учиться в специализированных школах и предуниверситариях.

У меня нет сомнений, что и финское стремление к равенству результатов детей с разными способностями, и российская система выявления и развития талантов были бы востребованы в нашей стране, если, конечно, допустить невероятное – параллельное функционирование обеих систем.

Впереди – интервью

Выступление Паси Сальберга состоялось в первый день конференции EdCrunch-2019, а на следующий день было запланировано мое интервью с автором финской школьной образовательной системы.

Слушая яркий доклад и наслаждаясь артистизмом и раскованностью финского специалиста, я размышлял о вопросах, которые задам ему завтра, чтобы лучше понять самому и раскрыть для читателей достоинства и недостатки финской системы.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.