В Ирландии отсутствует единый кодифицированный источник уголовного права, поэтому ответственность за различные составы уголовно-наказуемых деяний предусматривается отдельными актами статутного права Ирландии.
Так, например, в секции 2 Акта 2000 года об уголовном правосудии дается определение преступления пытки и устанавливаются категории лиц, которые могут быть виновными в применении пыток. ото автора Pixabay : Pexels
Согласно пункту 1:
"лицо, являющееся государственным должностным лицом, независимо от его гражданства, которое совершает акт пытки человека на территории государства или за его пределами, является виновным в преступлении пытки".
Пункт 2 предусматривает:
"лицо, независимо от его гражданства, не являющееся государственным должностным лицом, которое совершает акт пытки человека на территории государства или за его пределами по подстрекательству, с ведома или молчаливого согласия государственного должностного лица, также является виновным в преступлении пытки".
Положения пунктов 1 и 2 секции 2 означают:
"государственное должностное лицо или лицо, действующее по его подстрекательству, с его ведома или молчаливого согласия, независимо от гражданства, которое совершает акт пытки другого человека, независимо от того, где это происходит, будет являться виновным по закону в совершении пытки".
Лицо, признанное виновным в совершении преступления пытки, наказывается пожизненным тюремным заключением.
В секции 1 Акта дается определение терминов "государственное должностное лицо" и "пытка".
Государственное должностное лицо - это лицо, выступающее в официальном качестве.
Пытка - включает в себя как действие, так и бездействие, в результате которых лицу причиняется сильная боль и страдания, будь то физического или психологического характера. Боль и страдания должны причиняться с одной или несколькими конкретными целями, а именно:
для получения от этого или другого лица информации или признания;
наказания лица за акт, который оно или третья сторона совершили или предположительно совершили;
запугивания или принуждения лица или третьей стороны;
или по любой причине, основанной на какой-либо дискриминации.
В соответствии с Конвенцией, пытка не включает в себя какие-либо действия, возникающие исключительно в результате применения законных санкций, неразрывно с ними связанные или сопутствующие им.
Секция 3 Акта 2000 г. определяет целый ряд преступлений, которые могут быть совершены другими лицами, помимо тех, которые могут быть виновными в совершении акта пытки, но действия которых каким-либо образом способствуют совершению преступления пытки или имеют целью затруднить преследование других за это преступление. В нем предусматривается, что любое лицо, независимо от его гражданства, будет считаться виновным в совершении преступления, если оно, будь то на территории государства или за его пределами, пытается совершить или входит в сговор с целью совершения преступления пытки или пытается затруднить или предотвратить арест или преследование лица за совершение преступления пытки. Лицо, признанное виновным в совершении таких преступлений, подлежит пожизненному тюремному заключению.
Ещё одним законодательным актом, закрепляющим нормы уголовно-правового характера является Акт об уголовном праве 1997 г.
В секции 9 этого закона предусматривается:
"если дело того или иного лица рассматривается в суде по обвинительному акту, то обвинение в совершении преступления следует рассматривать как включающее обвинение в покушении на совершение преступления, а также то, что в случае, если лицу предъявлено обвинение в покушении на совершение преступления, обвиняемый может быть осужден за совершение вменяемого ему в вину преступления, несмотря на отсутствие доказательств совершения им преступления, доведенного до конца".
Секция 7 Акта об уголовном праве 1997 г. будет также автоматически применяться к преступлению пытки. В секции 7 предусматривается
"любое лицо, которое помогает, подстрекает, советует или склоняет к совершению уголовного преступления (преступление, которое может быть рассмотрено по обвинительному акту судьей или присяжными), подлежит обвинению, суду и наказанию в качестве главного преступника".
Акт о психическом здоровье 2001 г. обеспечивает современную правовую основу для госпитализации и лечения лиц с психическими расстройствами, включая высокий уровень защитных мер в отношении прав пациентов, и обеспечивает приведение ирландского законодательства в области психического здоровья в соответствие с международными конвенциями.
Акт о Международном уголовном суде 2006 г. предусматривает наказание в судах государства и в военно-полевых судах в связи с геноцидом, преступлениями против человечности, военными преступлениями и другими правонарушениями, подпадающими под юрисдикцию Международного уголовного суда.
Следует отметить раздел 63, в котором предусматривается:
"дипломатический или государственный иммунитет не должен являться препятствием для разбирательства в соответствии с этим законодательством".
Читайте продолжение в статье.