Любой, кто волею случая оказывался на каком-нибудь из двух основных ж.д вокзалов Стамбула, удивлялся, насколько там тихо и безлюдно. Для огромного 14-миллионного мегаполиса просто удивительно! Где тысячи пассажиров, спешащих на свой поезд в Анкару, или Карс? Где, наконец, знаменитый "Восточный экспресс", который, если верить Агате Кристи, должен курсировать между Стамбулом и европейскими столицами?
Увы, но железнодорожное сообщение из Стамбула почти сошло на нет.
Но были времена (я их даже помню), когда оба вокзала, Сиркеджи на европейской стороне и Хейдарпаша на азиатской были полны жизни! Дело было совсем недавно, каких-то лет 15 назад -
Оба стамбульских вокзала элегантны и имеют интересную историю. Например, Хейдарпаша, что в районе Кадикёй на азиатской стороне (туда ходят паромы из центра, с причала Eminonu) построен в 1908 году и именно отсюда начиналась знаменитая Хиджазская железная дорога, связавшая Стамбул с саудовской Мединой. Более того, технически, Хиджаз имел еще и ответвление на Палестину и Египет и в конце Второй мировой курсировали даже поезда в Каир, делая остановки в Дамаске, Бейруте и Тель-Авиве! Можете в это поверить? В наше время арабо-израильских конфликтов и войны в Сирии все это кажется сюрреализмом, но были времена, были.
Вокзал Хейдарпаша великолепен и... абсолютно пуст -
В 2001 году именно отсюда я отбыл в первое свое путешествие по Турции, сев на поезд в Кайсери (Каппадокия) -
Билетные кассы -
Какая-то старинная штуковина на стене -
Зал ожидания -
Выход на перрон -
Прямо перед вокзалом причал для паромов -
Собственно, причал в развернутом виде -
Паром отправляется от Хейдарпаша на европейскую сторону, в Сиркеджи -
Хейдарпаша остается далеко позади -
Европейская, "историческая" часть Стамбула -
Башня Галата -
Как и в случае с вокзалом Хейдарпаша, второй вокзал, Сиркеджи, расположен рядом с причалами -
Кстати, обратите внимание на амбициозного президента Эрдогана с его тоннелями -
Собственно, вокзал Сиркеджи (Sirkeci), построенный в 1871 году и связавший Османскую империю с Европой. Историки мне напомнят, что по-большому счету, треть Европы в те годы была под властью османов. Да, согласен, до освобождения той же Болгарии от турков оставалось 6 лет, а северная Греция оставалась под турками еще два с лишним десятилетия. Кстати, как известно Ататюрк сам родом из Греции, из города Салоники. Ну, короче говоря, идею вы поняли? Отсюда шли поезда в Европу -
Между прочим, этот ресторан функционирует беспрерывно(!) с 1890 года -
Как вам зал ожидания?
Еще здесь есть маленький, но симпатичный музей железной дороги -
Собственно, в наше время это вокзалы - больше памятники истории, чем большие транспортные узлы. Но без них картинка о Стамбуле будет неполной, так что будете там - обязательно загляните.