Судьба Одесской городской думы, избранной 1 декабря 1919 г., была печальна. Она приступила к своим обязанностям в условиях крушения белого фронта и просуществовала чуть больше месяца. Но сами эти выборы являются весьма примечательным эпизодом - в том числе и потому, что это были последние относительно свободные городские выборы в России.
Василий Витальевич Шульгин в своей книге «1920 год», описывая положение в Одессе на рубеже 1919 — 1920 гг., сказал несколько слов и про недавно состоявшиеся муниципальные выборы: «Городская дума. Она отнюдь не розовенькая… Наоборот. Мы победили в Одессе на городских выборах в декабре 1919 г. Казалось, это было невероятно. В Одессе победить нам — русским… А вот победили. Выборы вели мои друзья, сгруппированные в организацию, привыкшую к дисциплине. Победу дало изобретенное ими в высшей степени удачное название. Как все «гениальное», это было в высшей степени просто: «христианский блок». Никаких программ, никаких угроз и никаких обещаний. Но все, кому нужно было, поняли друг друга».
Думские выборы 1919 г. были третьими по счету после падения царской власти. Летом 1917 г. на муниципальных выборах с большим отрывом победили эсеры, но уже осенью того же года на выборах в Учредительное собрание первое место по Одессе заняли сионисты, от которых совсем чуть-чуть отстали большевики.
Русские национально-патриотические списки оба раза провалились, получив в первом случае чуть меньше 2 % голосов, во втором — чуть меньше 6 %. Формальный срок полномочий эсеровской Думы истек в начале 1919 г., и она была распущена в соответствии с приказом А.И. Деникина. Выборы в новую Думу провести не успели, так как весной 1919 г. Одесса была захвачена большевиками. Осенью того же года, после возвращения белых, новые выборы были назначены на 1 декабря.
Выборы должны были проводиться в соответствии с новым законодательством, действовавшим на «белом» юге России. Списки кандидатов выдвигались группами избирателей в рамках конкретного многомандатного округа. Самодвижение было запрещено, выдвинуться можно было только в рамках того или иного списка.
В избирательной записке, подаваемой в день выборов, избиратель должен был написать тех кандидатов, за которых он голосует, но их число не могло превышать количество проходных мест от округа (от самого маленького округа избиралось 2 гласных, от самого большого — 16). Причем, что интересно, избиратель мог включать в записку кандидатов от разных списков или вычеркивать неугодные ему фамилии из уже заранее готовых записок, распространяемых представителями партий. Побеждали те кандидаты, которые набирали наибольшее количество голосов. Всего предстояло избрать 120 гласных по 12 избирательным округам.
Либералы и социалисты не смогли договориться о едином избирательном списке, и в итоге были образованы два блока — «Демократический» и «Республиканский».
В «Демократический блок» вошли Партия народной свободы (кадеты), Трудовая народно-социалистическая партия, Социал-демократическая группа «Единство», группа социалистов-революционеров «возрожденцев», Еврейская народная группа, Еврейская национально-демократическая партия, Сионистская организация. Большую часть мест в блоке получили кадеты и активисты еврейских националистических организаций, около 25 % мест досталось умеренным социалистам.
В «Республиканский блок» вошли одесские отделы Российской социал-демократической рабочей партии (меньшевики), Партии социалистов-революционеров (эсеры), Польской социалистической партии, Бунда, поддержанные Одесским советом профессиональных союзов.
Таким образом, Демократический блок (ДБ) состоял из либералов, сионистов и умеренных социалистов, а Республиканский (РБ) — из более радикальных социалистов.
Никакого украинского списка выставлено не было, хотя формальных запретов на подобные действия не существовало (конечно, при условии отказа от сепаратистских намерений). Вероятно, какие-то активисты украинского движения вошли в ДБ и РБ. Впрочем, «Одесский листок» полагал, что если бы украинский список и выдвинулся, то он имел бы скорее демонстративный характер, чем реальный, и демонстрировал бы своим присутствием только «сердитое бессилие».
В противовес ДБ и РБ представители русских правоконсервативных сил создали Христианский трудовой блок (ХТБ).
Блок этот объединил три группы: Читать далее