Найти в Дзене
КОПАТЕЛЬ

Его нельзя забывать! Он - первый поисковик

Сколько сейчас народу бродит в лесу? Десятки тысяч? Сколько из них знают о Николае Ивановиче Орлове? Новгородские отряды не в счет. Сколько раз эту фамилию вспоминали на бесчисленных мастер-классах и прочих сборах? Даже не каждый из моих читателей её сразу вспомнит. И это печально... Николай Орлов вернулся в родной Великий Новгород в 1946 году после эвакуации. Ему тогда было 19. Отец - железнодорожник. Поэтому поселились они не в самом Новгороде, который после войны был сильно разрушен, а на станции Мясной бор. Рядом ходили в лес за грибами и ягодами. Но недалеко, поскольку все было заминировано. В один из таких походов Николай ушел чуть вглубь и нашел первого солдата. С ним был медальон. Прочитали, узнали адрес семьи, написали жене, она ответила. Так все и началось! Я не буду описывать подробности окружения 2 Ударной армии, попыток солдат прорваться к своим и предательства Власова. А если стану рассказывать про то, как выглядел Мясной бор в послевоенные годы, опять попаду в раздел "тр

Сколько сейчас народу бродит в лесу? Десятки тысяч? Сколько из них знают о Николае Ивановиче Орлове? Новгородские отряды не в счет. Сколько раз эту фамилию вспоминали на бесчисленных мастер-классах и прочих сборах? Даже не каждый из моих читателей её сразу вспомнит. И это печально...

Николай Иванович Орлов
Николай Иванович Орлов

Николай Орлов вернулся в родной Великий Новгород в 1946 году после эвакуации. Ему тогда было 19. Отец - железнодорожник. Поэтому поселились они не в самом Новгороде, который после войны был сильно разрушен, а на станции Мясной бор. Рядом ходили в лес за грибами и ягодами. Но недалеко, поскольку все было заминировано. В один из таких походов Николай ушел чуть вглубь и нашел первого солдата. С ним был медальон. Прочитали, узнали адрес семьи, написали жене, она ответила. Так все и началось!

Я не буду описывать подробности окружения 2 Ударной армии, попыток солдат прорваться к своим и предательства Власова. А если стану рассказывать про то, как выглядел Мясной бор в послевоенные годы, опять попаду в раздел "трагический контент" Яндекса. Достаточно будет сказать, что с того самого дня Николай Иванович постоянно ходил в лес, обезвреживал мины, хоронил солдат, приносил домой медальоны и писал родственникам. Сначала о "коменданте Долины смерти" стали писать местные газеты, затем - всесоюзные. Письма ему уже не помещались в почтовые ящики.

Николай Орлов с писателем-фронтовиком Сергеем Смирновым
Николай Орлов с писателем-фронтовиком Сергеем Смирновым

Семья Орлова дважды переезжает. Сначала - в Подберезье, потом - под Трубичино. Все недалеко от Новгорода. Николай Иванович сначала создает поисковый отряд из школьников, затем из комсомольцев новгородского химкомбината. В 1968 году он совершил 11 походов с 45 добровольцами. Через год их стало уже 180 человек. Так в СССР началось "поисковое движение".

-3

Николай Иванович умер в 1980 году. Подвело здоровье, изрядно подпорченное походами по болотам Мясного бора. Спустя 8 лет поисковики объединились и организовали экспедицию "Долина" имени Н.И. Орлова со штабом в Великом Новгороде. До сих пор в поиске его брат Александр Иванович и сын Александр Николаевич - легендарный "Орёл". Но на самом деле сыновей у него гораздо больше - каждый, кто хоть раз брал в руки щуп и лопату.

Несколько лет назад потребовалось обновить ограду на могиле Николая Ивановича. Никто из общественных организаций и прочих "кураторов поиска" денег не дал. Свои средства выделили губернатор Новгородской области и сами поисковики из числа тех, кого люди с журавлями на шевронах уже успели окрестить "так называемое поисковое дело 80-х".

Интересуешься поиском и историей? Ставь лайк и подписывайся на наш канал
Подробнее о поиске в "коровниках" здесь
Подробнее о поиске "посадках" и "зелёной аллее славы" тут